Описание основной образовательной программы основного общего образования (обновленные ФГОС)

Пояснительная записка

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося

  • становление и развитие социально активной личности обучающихся со сформированной российской гражданской идентичностью, ценностными установками и социально значимыми качествами, готовой к познанию, обучению и саморазвитию;
  • овладение обучающимися базовыми логическими и начальными исследовательскими действиями, умением работать с информацией, универсальными навыками общения и совместной деятельности, способностью к саморегуляции и самоконтролю;
  • достижение обучающимися предметных результатов и обретение опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях в процессе изучения учебных предметов с учетом специфики предметных областей, к которым они относятся.
  • формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения;
  •  овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда;
  • развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению.

Основная образовательная программа основного общего образования, созданная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39», является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39» (далее МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»).

 

Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования

В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» лежат следующие принципы и подходы:

  • системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие его активной учебно-познавательной деятельности на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
  • учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
  • разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;
  • обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;
  • принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
  • принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиям СанПиН РФ.

Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11— 15 лет, связанных:

  • с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
  • с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
  • с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.

Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания — представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.

Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы), характеризуется:

  • бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
  • стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  • обостренной в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
  • сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
  • изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации.

Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» реализуется с использованием внутренних и внешних ресурсов путем организации взаимодействия участников образовательных отношений в пределах образовательной организации и в рамках сетевого взаимодействия организаций.

Внутренние ресурсы:

  • кадровые (педагоги основного общего образования, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, логопед, педагог-организатор);
  • финансовые (бюджетные средства, оказание платных образовательных услуг, спонсорская помощь, гранты);
  • материально-технические (оснащение оборудованием, в том числе учебно-методическим, всех помещений МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», обеспечение учебно-методической литературой);
  • информационные (знания о конкретных обучающихся и ученических коллективах, о ходе и результатах процессов, осуществляемых школой в целом и каждым сотрудником в отдельности), а также профессиональный и жизненный опыт педагогов, администрации, прочих работников школы).

Внешние ресурсы, используемые МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», представляют собой сторонние образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также организации, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Осуществляется сотрудничество с организациями:

Детский технопарк «Кванториум Сампо» является структурным подразделением ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа "Детско-юношеский центр", МОУ ДО "ДЮЦ";

Республиканский эколого-биологический центр им. Кима Андреева;

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа «Дом творчества детей и юношества № 2» (МОУ ДО «ДТДиЮ № 2»);

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия" Петрозаводский лесотехнический техникум", (ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"; ГБПОУ РК ПЛТТ);

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Петрозаводский базовый медицинский колледж»;

Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа "Спортивная школа № 7" (МУ "СШ № 7");

Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа«Спортивная школа Олимпийского резерва № 5»;

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №4»;

Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа «Спортивная школа № 4»;

Федеральное государственное бюджетное учреждение Карельский научный центр Российской Академии Наук в городе Петрозаводск;

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Вологодский научный центр Российской академии наук (ФГБУН ВолНЦ РАН);

Контроль качества образования осуществляется с помощью внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», которая регламентируется Положением о внутренней системе оценки качества образования. Работа системы осуществляется посредством планирования контроля основных направлений деятельности образовательной организации, в том числе проведения разнообразных видов мониторингов, направленных на получение сведений о качестве образовательных результатов обучающихся, реализации образовательной деятельности и условий, которые ее обеспечивают.

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!

Яндекс.Метрика

Проект при поддержке компании RU-CENTER