Оставлен Инженер ИВТ
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося
- становление и развитие социально активной личности обучающихся со сформированной российской гражданской идентичностью, ценностными установками и социально значимыми качествами, готовой к познанию, обучению и саморазвитию;
- овладение обучающимися базовыми логическими и начальными исследовательскими действиями, умением работать с информацией, универсальными навыками общения и совместной деятельности, способностью к саморегуляции и самоконтролю;
- достижение обучающимися предметных результатов и обретение опыта по получению нового знания, его преобразованию и применению в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях в процессе изучения учебных предметов с учетом специфики предметных областей, к которым они относятся.
- формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения;
- овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда;
- развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению.
Основная образовательная программа основного общего образования, созданная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39», является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39» (далее МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»).
Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования
В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» лежат следующие принципы и подходы:
- системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие его активной учебно-познавательной деятельности на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одаренных обучающихся и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- преемственность основных образовательных программ, проявляющуюся во взаимосвязи и согласованности в отборе содержания образования, а также в последовательности его развертывания по уровням образования и этапам обучения в целях обеспечения системности знаний, повышения качества образования и обеспечения его непрерывности;
- обеспечение фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых предметов;
- принцип единства учебной и воспитательной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
- принцип здоровьесбережения, предусматривающий исключение образовательных технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приведение объема учебной нагрузки в соответствие с требованиям СанПиН РФ.
Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11— 15 лет, связанных:
- с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
- с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания — представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы), характеризуется:
- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- обостренной в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
- изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» реализуется с использованием внутренних и внешних ресурсов путем организации взаимодействия участников образовательных отношений в пределах образовательной организации и в рамках сетевого взаимодействия организаций.
Внутренние ресурсы:
- кадровые (педагоги основного общего образования, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, логопед, педагог-организатор);
- финансовые (бюджетные средства, оказание платных образовательных услуг, спонсорская помощь, гранты);
- материально-технические (оснащение оборудованием, в том числе учебно-методическим, всех помещений МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», обеспечение учебно-методической литературой);
- информационные (знания о конкретных обучающихся и ученических коллективах, о ходе и результатах процессов, осуществляемых школой в целом и каждым сотрудником в отдельности), а также профессиональный и жизненный опыт педагогов, администрации, прочих работников школы).
Внешние ресурсы, используемые МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», представляют собой сторонние образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также организации, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Осуществляется сотрудничество с организациями:
Детский технопарк «Кванториум Сампо» является структурным подразделением ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа "Детско-юношеский центр", МОУ ДО "ДЮЦ";
Республиканский эколого-биологический центр им. Кима Андреева;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа «Дом творчества детей и юношества № 2» (МОУ ДО «ДТДиЮ № 2»);
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия" Петрозаводский лесотехнический техникум", (ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"; ГБПОУ РК ПЛТТ);
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Петрозаводский базовый медицинский колледж»;
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа "Спортивная школа № 7" (МУ "СШ № 7");
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа «Спортивная школа Олимпийского резерва № 5»;
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №4»;
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа «Спортивная школа № 4»;
Федеральное государственное бюджетное учреждение Карельский научный центр Российской Академии Наук в городе Петрозаводск;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Вологодский научный центр Российской академии наук (ФГБУН ВолНЦ РАН);
Контроль качества образования осуществляется с помощью внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», которая регламентируется Положением о внутренней системе оценки качества образования. Работа системы осуществляется посредством планирования контроля основных направлений деятельности образовательной организации, в том числе проведения разнообразных видов мониторингов, направленных на получение сведений о качестве образовательных результатов обучающихся, реализации образовательной деятельности и условий, которые ее обеспечивают.
Общая характеристика основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» разработана с привлечением органов самоуправления (Управляющий совет, рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом запросов родителей (законных представителей), обучающихся школы.
Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО), согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО) к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39». При разработке ООП ООО учтены результаты самообследования, в том числе функционирования ВСОКО, анализ образовательных потребностей и запросы участников образовательных отношений.
Содержание основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» отражает требования ФГОС ООО и группируется в три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, конкретизированные в соответствии с требованиями ФГОС ООО и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности контингента, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Содержательный раздел включает образовательные программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
- рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности) учебных модулей;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- рабочую программу воспитания;
- программу коррекционной работы.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы и условия реализации компонентов основной образовательной программы основного общего образования.
Организационный раздел включает:
- учебный план;
- план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
- календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения;
- характеристику условий реализации ООП ООО в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
Обучающиеся, не освоившие программу основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях образования.