Описание основной образовательной программы начального общего образования (ФОП)

Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее ФОП НОО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»  является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

Целями реализации ФОП НОО являются:

  • обеспечение реализации конституционного права каждого гражданина Российской Федерации на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося
  • организация учебного процесса с учетом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отраженных в ФГОС НОО;
  • создание условий для свободного развития каждого обучающегося с учетом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации;
  • организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одаренных, успешных обучающихся и (или) для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.

 

Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: 

  • формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
  • обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; 
  • становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости; 
  • обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования; 
  • достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ); 
  • обеспечение доступности получения качественного начального общего образования; 
  • выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
  • организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
  • участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации.

 

ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» учитывает следующие принципы её формирования.

  • Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе.
  • Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» программа характеризует право получения образования на русском языке и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.
  • Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
  • Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.
  • Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению по образовательным программам основного общего образования,  единые подходы между их обучением и развитием на уровнях начального общего и основного общего образования.
  • Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности.
  • Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

Общая характеристика ФОП НОО   

Структура ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого школой.

Программа является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности

ФОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.

 Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.

Целевой раздел ООП НОО включает:

  • пояснительную записку;
  • планируемые результаты освоения обучающимися ФОП НОО;

систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.

Пояснительная записка целевого раздела ФОП НОО раскрывает:

- цели реализации ФОП НОО, конкретизированные в соответствии
с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования;

- принципы формирования и механизмы реализации ФОП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;

- общую характеристику ФОП НОО.

 Содержательный раздел ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:

  • рабочие программы учебных предметов;
  • программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
  • рабочую программу воспитания.

Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования.

 Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:

- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.

 Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.

Рабочая программа воспитания направлена на сохранение
и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.

Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.

 Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:

  • учебный план;
  • план внеурочной деятельности;
  • календарный учебный график;
  • календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся образовательной организацией или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.

 ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.

 

ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ФОП НОО является четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

             В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.

  ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» является стратегическим документом образовательной организации, выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности. В соответствии с законодательными актами образовательная организация самостоятельно определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.

ФОП НОО адресована участникам образовательного процесса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» к числу которых относятся:

  • педагоги  школы;
  • родители обучающихся 1-4 классов;
  • дети, школьного возраста, принятые в 1–4 класс МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»;
  • представители общественности, являющиеся членами Управляющего совета школы.

Функции, права и обязанности участников образовательной процесса закреплены в локальных актах ОО (Уставе школы, Положении об Управляющем совете, Педагогическом совете)

В начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» обучаются дети 6,5-11 лет вне зависимости от способностей, уровня развития, физических и психических особенностей. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» поступают в основном, ребята, посещавшие дошкольные учреждения, расположенные на территории Петрозаводского городского округа. Это дети с разным уровнем развития и подготовки к школе, из разных социальных категорий семей: малообеспеченные, неполные семьи, многодетные, опекаемые, неблагополучные семьи.

Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

•       с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

•       с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

•       с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

•       с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;

•       с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

•       с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:

•       центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словесно­логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

•       развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.

В основу программы положены следующие концептуально-методологические подходы современной педагогики и психологии:

Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.

Личностно-ориентированный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Деятельностный подход. Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности детей по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.

Компетентностный подход, предполагающий, что процесс образования должен быть направлен на формирование и развитие ключевых компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетенций, интегрированной характеристикой личности. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ребенка и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным ребенком определенного комплекса действий. Кроме того, компетентностный подход - основа повышения качества оказания образовательных услуг. По итогам внедрения данного подхода в образовательный процесс его результативность будет представлена в виде сформированных общих и специальных компетенций обучающихся, которыми они овладели в ходе освоения образовательных программ. Вместе с тем, компетентностный подход необходимо распространять и на личность педагога, что будет выражаться в повышении их квалификации в виде развития комплекса профессиональных качеств, способных обеспечить заданный результат образовательной деятельности (система компетенций – профессионально важных качеств личности педагога). Особое значение среди компетенций педагогов приобретает владение современными образовательными технологиями.

Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия и общения с детьми.

Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.

Гуманистический подход связан с укреплением тенденций в образовательной практике, направленных на растущую роль самого обучающегося, разнообразие стилей учения, а также обеспечение гибкости и адаптивности структур системы образования к социокультурным потребностям современного общества и человека. В условиях информатизации лавинообразно возрастает объем необходимых человеку знаний, и это также становится социокультурным фактором, обусловливающим привитие навыков самообразования, умения самостоятельно приобретать новые знания, ориентироваться в стремительном информационном потоке.

Интегративный подход. Интеграция как объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования личности обучающихся через создание общего программно-методического пространства урочной и внеурочной деятельности, с учетом потребностей нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.

Содержание деятельности организации, реализующей интеграцию, включает в себя как интеграцию внутреннюю (на уровне взаимопроникновения элементов различных направлений образовательной работы, создания интегрированных образовательных программ), так и внешнюю (на уровне организации мероприятий с социальными партнерами.  Утверждая статус МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» как пространства равных возможностей для каждого ребенка, интеграция предполагает различные формы взаимодействия с окружающим социумом, которые направлены на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и расширение репертуара их социального поведения в детских коллективах.

 

ФОП НОО строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Соблюдение требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье. В ФОП НОО учитывается статус ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются, быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать адаптироваться к новой — учебной деятельности, которая становится ведущей в этом возрасте. Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в программе начального общего образования, причём внимание учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального развития, особенностей познавательных психических процессов педагог оказывает поддержку каждому ученику.

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!

Яндекс.Метрика

Проект при поддержке компании RU-CENTER