Федеральная образовательная программа начального общего образования (далее ФОП НОО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации ФОП НОО являются:
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» учитывает следующие принципы её формирования.
Общая характеристика ФОП НОО
Структура ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений за счет включения в учебные планы учебных предметов, учебных курсов (в т.ч. внеурочной деятельности), учебных модулей по выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся из перечня, предлагаемого школой.
Программа является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность в единстве урочной и внеурочной деятельности
ФОП НОО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ФОП НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Целевой раздел ООП НОО включает:
систему оценки достижения планируемых результатов освоения ФОП НОО.
Пояснительная записка целевого раздела ФОП НОО раскрывает:
- цели реализации ФОП НОО, конкретизированные в соответствии
с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения обучающимися программы начального общего образования;
- принципы формирования и механизмы реализации ФОП НОО, в том числе посредством реализации индивидуальных учебных планов;
- общую характеристику ФОП НОО.
Содержательный раздел ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ФОП НОО и разработаны
на основе требований ФГОС НОО к результатам освоения программы начального общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий
у обучающихся содержит:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Сформированность универсальных учебных действий у обучающихся определяется на этапе завершения ими освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение
и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей,
к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы начального общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Организационный раздел ООП НОО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы начального общего образования и включает:
ФОП НОО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС НОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Наиболее адаптивным сроком освоения ФОП НОО является четыре года. Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может составлять менее 2954 академических часов и более 3345 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
ФОП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» является стратегическим документом образовательной организации, выполнение которого обеспечивает успешность организации образовательной деятельности. В соответствии с законодательными актами образовательная организация самостоятельно определяет технологии обучения, формы его организации (включая модульные курсы), а также систему оценивания с соблюдением принципа здоровьесберегающего обучения.
ФОП НОО адресована участникам образовательного процесса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» к числу которых относятся:
Функции, права и обязанности участников образовательной процесса закреплены в локальных актах ОО (Уставе школы, Положении об Управляющем совете, Педагогическом совете)
В начальной школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» обучаются дети 6,5-11 лет вне зависимости от способностей, уровня развития, физических и психических особенностей. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» поступают в основном, ребята, посещавшие дошкольные учреждения, расположенные на территории Петрозаводского городского округа. Это дети с разным уровнем развития и подготовки к школе, из разных социальных категорий семей: малообеспеченные, неполные семьи, многодетные, опекаемые, неблагополучные семьи.
Основная образовательная программа сформирована с учётом особенностей уровня начального общего образования как фундамента всего последующего обучения.
Начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:
• с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;
• с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;
• с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;
• с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
• с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;
• с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.
Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет) особенности:
• центральные психологические новообразования, формируемые на данном уровне образования: словеснологическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;
• развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связываются с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательной деятельности и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности уровня начального общего образования.
В основу программы положены следующие концептуально-методологические подходы современной педагогики и психологии:
Системный подход, сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. При таком подходе педагогическая система работы с детьми рассматривается как совокупность следующих взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса, содержание образования, методы и формы педагогического процесса и материальная база.
Личностно-ориентированный подход, утверждающий представления о социальной, деятельной и творческой сущности ребенка как личности. В рамках данного подхода предполагается опора в воспитании и обучении на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Деятельностный подход. Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Поэтому необходима специальная работа по выбору и организации деятельности детей по активизации и переводу их в позицию субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, предполагает обучение детей выбору цели и планированию деятельности, ее организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности.
Компетентностный подход, предполагающий, что процесс образования должен быть направлен на формирование и развитие ключевых компетенций личности. Результатом этого процесса будет формирование общей компетентности человека, что является совокупностью ключевых компетенций, интегрированной характеристикой личности. Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и деятельностным подходами к образованию, поскольку касается личности ребенка и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным ребенком определенного комплекса действий. Кроме того, компетентностный подход - основа повышения качества оказания образовательных услуг. По итогам внедрения данного подхода в образовательный процесс его результативность будет представлена в виде сформированных общих и специальных компетенций обучающихся, которыми они овладели в ходе освоения образовательных программ. Вместе с тем, компетентностный подход необходимо распространять и на личность педагога, что будет выражаться в повышении их квалификации в виде развития комплекса профессиональных качеств, способных обеспечить заданный результат образовательной деятельности (система компетенций – профессионально важных качеств личности педагога). Особое значение среди компетенций педагогов приобретает владение современными образовательными технологиями.
Полисубъектный (диалогический) подход вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Личность рассматривается как система характерных для нее отношений, как носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы, что требует особого внимания к личностной стороне педагогического взаимодействия и общения с детьми.
Культурологический подход обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Ребенок не только развивается на основе освоенной им культуры, но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. он становится творцом новых элементов культуры. В связи с этим освоение культуры как системы ценностей представляет собой, во-первых, развитие самого ребенка и, во-вторых, становление его как творческой личности.
Гуманистический подход связан с укреплением тенденций в образовательной практике, направленных на растущую роль самого обучающегося, разнообразие стилей учения, а также обеспечение гибкости и адаптивности структур системы образования к социокультурным потребностям современного общества и человека. В условиях информатизации лавинообразно возрастает объем необходимых человеку знаний, и это также становится социокультурным фактором, обусловливающим привитие навыков самообразования, умения самостоятельно приобретать новые знания, ориентироваться в стремительном информационном потоке.
Интегративный подход. Интеграция как объединение усилий, ресурсов, средств с целью формирования личности обучающихся через создание общего программно-методического пространства урочной и внеурочной деятельности, с учетом потребностей нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ.
Содержание деятельности организации, реализующей интеграцию, включает в себя как интеграцию внутреннюю (на уровне взаимопроникновения элементов различных направлений образовательной работы, создания интегрированных образовательных программ), так и внешнюю (на уровне организации мероприятий с социальными партнерами. Утверждая статус МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» как пространства равных возможностей для каждого ребенка, интеграция предполагает различные формы взаимодействия с окружающим социумом, которые направлены на формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и расширение репертуара их социального поведения в детских коллективах.
ФОП НОО строится с учётом психологических особенностей обучающегося младшего школьного возраста. Соблюдение требований ФГОС НОО связано с необходимостью оберегать обучающихся от перегрузок, утомления, отрицательного влияния обучения на здоровье. В ФОП НОО учитывается статус ребёнка младшего школьного возраста. В первый класс приходят дети с разным уровнем готовности к обучению, у многих не сформирована произвольная деятельность, они с трудом принимают требования учителя, часто отвлекаются, быстро устают. Желание учиться поддерживается школьными успехами, но неудачи быстро разрушают познавательные мотивы. Всё это побуждает учителя особенно бережно относиться к младшим школьникам, оказывать помощь и поддержку, помогать адаптироваться к новой — учебной деятельности, которая становится ведущей в этом возрасте. Разные виды индивидуально-дифференцированного подхода характеризуются в программе начального общего образования, причём внимание учителя уделяется каждому обучающемуся, независимо от уровня его успешности. С учётом темпа обучаемости, уровня интеллектуального развития, особенностей познавательных психических процессов педагог оказывает поддержку каждому ученику.
Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!