Back to top

Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики

Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики

Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши дети, к первому классу знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки.

Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальцами. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия (нарушение процесса письма).

Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.

Начинать заниматься можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальцы. Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладоней в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальца, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладони. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.

С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок играет ими. Параллельно позволяйте детям перебирать крупные и мелкие предметы. Ребенку можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является разрывание бумаги.

С года к этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.

У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать руку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.

В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение).

Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:

  • Крупы (запускать руки в таз с фасолью так приятно. А если на дне ребёнка ожидает какая-то игрушка – так даже вдвойне. Дошкольникам можно поручить сортировку и перебирание различных круп);
  • Природные материалы: желуди, шишки, камушки, ракушки, палочки;
  • Кухонная утварь;
  • Различные ёмкости, пузырьки, коробочки;
  • Молнии, шнурки, завязки, нитки, верёвочки, застежки, пуговицы, ткани различных размеров, форм, цветов и текстуры;
  • Бусины и кольца, которые очень интересно нанизывать на тесьму;
  • Из спичек, ватных палочек и зубочисток можно выкладывать различные рисунки;
  • Мальчики особенно оценят болты и гайки, а так же вышедшие из строя технические приборы (телефоны обычные и сотовые, калькуляторы). А девочкам пойдет на пользу одевание-раздевание любимых кукол

 

Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:

  • Подметать и собирать мусор, рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки, пазлы), а также мыть полы;
  • Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок), очищать фисташки, отшелушивать пленку с жареных орехов;
  • Лепить из теста печенье и украшения к пирогу;
  • Открывать почтовый ящик или входную дверь ключом;
  • Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки;
  • Чистить вареные яйца, картофель в мундире, мандарины;
  • Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (это занятие к тому же благотворно влияет на зрение);
  • Вешать белье (нужно натянуть веревку для ребенка);
  • Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.;
  • Собирать на даче или в лесу ягоды;
  • Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью;
  • Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки;
  • Перелистывать страницы книги;
  • Затачивать карандаши точилкой и стирать нарисованное ластиком;

 

Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Удачи Вам!