Как уберечь ребенка от компьютерной или телевизионной зависимости

Что же может сделать родитель для того, чтобы предотвратить злоупотребление гаджетами, уберечь своих детей от опасностей виртуального мира, а возможно и от компьютерной зависимости, которая, к сожалению, все чаще встречается у современных детей,  уже начиная с 6-8 лет.

Одна из главных проблем с компьютерными играми и мультфильмами в том, что сами дети не могут контролировать себя во времени просмотра или игры, поэтому контроль ложится полностью на плечи родителей, особенно в дошкольном и младшем школьном  возрасте.

  1. Если вы с полной серьезностью и ответственностью решили ограничить просмотр телевизора или игры в гаджете, то первое, к чему стоит готовиться – к негативной реакции ребенка при введении запрета. Поэтому я всегда советую сделать этот процесс максимально мягким и плавным: уменьшать время игры с гаджетами каждый день на 5 минут, постепенно сводя к тому минимуму, который не будет вреден для ребенка. Негативной реакции, а может быть откровенного протеста и конфликта, возможно, избежать все же не удастся, поэтому важно быть готовым выдержать ответную негативную реакцию ребенка.  Нужно быть готовым разделить с ребенком его чувства («Да, я понимаю, что ты разозлился, потому что я тебе не разрешаю сидеть за компьютером все свободное время», «Я вижу, что ты обиделся на меня из-за этого»). Когда чувства ребенка принимаются и разделяются, тогда ему легче принять запрет.
  1. Будьте последовательны в ограничениях! Пожалуй, самая большая ошибка родителей — это отказ от уже введенных правил и ограничений, когда ребенок начинает продавливать запрет, затягивать время, просить, проявлять агрессию, и родитель сдается, разрешает или «смотрит спустя рукава» один день, потом снова и снова. С такой позицией сложно решить не только проблемы с гаджетами, но и другие сложности, возникающие в воспитании.
  1. Очень полезно в этом плане упражнение, которое выполняется родителем совместно с ребенком «Светофор запретов». Оно помогает родителю ввести и поддерживать четкие правила в вашей семье, запреты и ограничения, а кроме этого – это прекрасный способ поддержать отношения с ребенком, проявить уважение к ребенку и при этом показать свой авторитет. Это упражнение значительно упрощает введение и поддержание ограничений в семье, и нравится детям, ведь им объясняют, с ними советуются, им дают самим выбирать желтую и оранжевую зону. В этом упражнении компьютеры и мультики следует поместить в желтую зону: с одной стороны, вы покажете ребенку, что он может выбирать, что ему делать, но в определенных границах. Например, ему разрешается каждый день смотреть телевизор, но не более 40 минут и не позднее 9 часов вечера. 

Сначала контроль за временем, проведенным за гаджетами, будет полностью лежать на ваших плечах. И здесь важен ваш позитивный настрой и отсутствие обвинений в сторону ребенка («Опять ты ничего не понял!», «Сколько раз можно тебе повторять одно и то же!»). По мере взросления ребенка ответственность постепенно нужно передавать ему самому, например, чтобы он сам следил по часам, когда заканчивается время на игру, или ставил таймер на телефоне, или заводил будильник.

Следующий важный момент — у ребенка должна быть замена: родители часто говорят детям о том, чего делать нельзя, и забывают говорить, а что же можно, или предлагать замену. Помимо обычных игр и развивающих занятий можно заменять планшеты, мультики и телефоны аудиокнигами. Во время прослушивания аудиокниг тренируется внимание, память, воображение, расширяется словарный запас. В выборе книг предоставляйте ребенку свободу выбора, сейчас очень много разных сказок, фантастических историй, детективов и приключенческих книг в аудиоформате.

Очень важный момент! Не практикуйте запрет играть в гаджеты и смотреть мультики как наказание. В этом случае наказание – это лишение чего-то, что очень важно и дорого ребенку, запрещая гаджеты в результате плохого поведения или плохой успеваемости в школе, вы тем самым закрепляете в сознании ребенка, что гаджет – очень ценная для него вещь.  Лучше в наказании вообще не делать акцент на гаджетах.  

А что делать, если ваш ребенок уже плотно «подсел» на какой-нибудь гаджет?

  • Первое, с чего надо начать – заменить телефон на  простой, кнопочный.  И сокращать время  пользования гаджетом по 5 минут каждый день.
  • Далее – обсудите с ребенком новые правила и ограничения.  Поддерживайте их и будьте последовательны.
  • Обеспечьте ребенку условия и возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир. Для детей компьютерные игры — это яркая, насыщенная, интересная жизнь, возможность испытывать азарт, риск, возможность испытывать агрессию приемлемым способом, возможность играть, реализовывать любопытство, и быть успешным.

Подумайте, как вы можете помочь ребенку выражать агрессию приемлемым способом и как вы можете создать условия, чтобы он чувствовал себя успешным .

  • Меняйте стереотипы ребенка, развивайте его гибкость: проанализируйте, в каких ситуациях обычно ребенок играет в планшет (или ситуации, предшествующие играм: придя домой после школы, за едой, перед сном), в какое время суток играет – вводите правила и предоставляйте замену. Переключайте внимание ребенка на что-то другое именно в это время, или просите его вам помочь в это время, уходите куда-нибудь вместе (погулять или в гости) и так далее.

Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!

Яндекс.Метрика

Проект при поддержке компании RU-CENTER