Оставлен Инженер ИВТ
Как ребенок понимает, что ему всё дозволено?
Сегодня детей воспитывают не так, как 10, 20 и уж тем более 30 лет назад.
Меняются правила, меняется отношение к личности другого человека и к себе, меняется воспитание.
Но всё чаще возникает парадоксальная ситуация в воспитании детей:
с одной стороны, современные родители очень ценят свободу, личность и мнение своего ребенка,
с другой стороны, очень часто эти же родители позволяют своим детям не уважать и не ценить собственную свободу, собственную личность и собственное мнение.
Многое из того, что взрослые не разрешают себе в отношении других взрослых, они почему то допускают в общении со своим же ребенком.
Рассмотрим на примере ситуаций
Ситуация 1. Фамильярный тон
Если другой человек обращается к взрослому фамильярно, пренебрежительным тоном, то это вызывает дискомфорт и пресекается моментально (заканчивается беседа или выдвигается требование вести разговор в более уважительной манере).
Если же маленький ребенок говорит, например, папе: «Ну, и куда ты меня притащил?» или: «Сколько еще мне тебя ждать?» или: «Ну, как ты не понимаешь!», это воспринимается как милая детская выходка. Родители умиляются, пожимают плечами и говорят: «Ну, он/она совсем как взрослый/взрослая» и позволяют продолжать разговор с собой в таком же тоне. Далее этот же тон распространяется ребенком и на других старших или статусных людей – бабушек, дедушек, воспитателей, учителей.
Какой вывод из этих ситуаций может сделать ребенок? Возможно,
- Так разговаривать с родителями, со старшими - нормально.
- Это мило, иногда забавно. Это по-взрослому.
- Со всеми можно разговаривать на равных (воспитатели, учителя, врачи, соседи)
Формируют ли такие ситуации уважение к родителям, к взрослым, которые старше и по опыту, и по возрасту?
Помогают ли такие ситуации понять ребенку разницу между детьми и взрослыми?
Ситуация 2. Ребенок игнорирует ваши слова
Когда взрослый человек зовет другого по имени, то он ожидает, что другой откликнется в ответ. Если второй этого не делает (за исключением уважительных причин – занят чем-то важным, не расслышал, увлечен), то волей-неволей возникает впечатление неуважения к себе. Если мужчину или женщину игнорирует партнер в браке, то он или она требует внимания к себе или, по крайней мере, объяснения невнимания.
Словом, взрослые обычно не позволяют игнорировать себя со стороны другого взрослого. И это естественное отстаивание своей границы, требование уважения к себе.
Когда же родители зовут ребенка – иногда по несколько раз – и он игнорирует их, то ситуация воспринимается совсем иначе. Родители воспринимают это спокойно, как должное. Родители забывают отстаивать свое право быть услышанным и часто позволяют детям игнорировать себя. О подобной проблеме рассказывают родители как маленьких детей, так и родители пятилетних, восьмилетних, десятилетних...
Какой вывод может сделать ребенок, когда родители позволяют игнорировать себя?
- Не обязательно реагировать на слова другого человека, даже если это твой родитель
- Слова родителей не так уж и важны.
- Близких людей можно игнорировать, а их слова пропускать мимо ушей. Это нормально.
Формируют ли такие ситуации у ребенка уважение к маме или папе, к их словам и тем более просьбам?
Ситуация 3. Ребенок толкает взрослого, как предмет
Если посторонний человек стучит по плечу или разговаривает, не смотря в глаза, мы часто испытываем неприятное ощущение. Когда в транспорте, вместо того, чтобы попросить словами передать за проезд, нас толкают в спину, это также вызывает дискомфорт – неприятно испытывать отношение к себе, как к предмету или функции. Ведь это нарушение личностных границ.
Если же ребенок приходит и, не глядя в глаза родителям, не называя их «мама» или «папа» и не обращая внимания на то, заняты они чем-то или нет, в буквальном смысле тащит их куда-то, это воспринимается по-другому. Родители часто не видят в этом признаков неуважения к себе, хотя и испытывают дискомфорт. Они покорно идут за своим чадом и удовлетворяют его молчаливую просьбу. Для этого ребенку часто даже не обязательно говорить, а можно просто промычать или показать пальцем на предмет желания (речь идет о детях, которые уже умеют говорить).
Какой вывод из этих ситуаций может сделать ребенок?
- Мои просьбы выполняются без слов
- Неважно, чем заняты родители, я могу в любой момент получить то, что хочу
- Чтобы получить желаемое, достаточно просто "взмахнуть рукой" или покапризничать.
Формирует ли это уважение к маме или папе?
Побуждают ли эти ситуации общаться с мамой или папой человеческим языком, а не обращаться с ними как с предметом?
Ситуация 4. Ребенок перебивает и вмешивается
Когда мы ведем деловой разговор, и кто-то перебивает, требуя решить свой вопрос, мы быстро и четко реагируем на подобное нарушение своих границ. Делается это очень просто. Мы говорим: «Подожди, я занят» или: «Поговорим позже».
Когда же так поступает ребенок, внутренний дискомфорт «съедается», ведь «это же ребенок», и «он не виноват, что я занят». Родители часто не восстанавливают свою границу и позволяют перебивать себя. Они откладывают дела и начинают заниматься ребенком, даже если малыш не нуждается в чем-то срочном и ему нужно потерпеть всего несколько минут.
Какой вывод из подобных ситуаций может сделать ребенок?.
- Дела и потребности родителей – неважны.
- Мои дела и потребности – важны всегда (или "мои заботы важнее, чем их").
Формирует ли это уважение к маме или папе, как к людям, у которых могут быть свои взрослые дела, и которые решают много важных вопросов на благо всей семьи?
Ситуация 5. Дети не знают своих обязанностей
Когда мы живем с кем-то в одном доме, то ожидаем, что каждый будет убирать за собой свои вещи или, по крайней мере, проводить гигиенические процедуры самостоятельно. Это ожидание в основном относится к взрослым членам семьи. Если этого не происходит, мы изумляемся: почему за тебя это должен делать кто-то другой?
Но когда ребенок не убирает за собой игрушки, не складывает белье, не моет посуду, не ухаживает за домашним питомцем, это воспринимается снисходительно: ведь он еще маленький. Конечно же, очень важно учитывать возраст в развитии самостоятельности ребенка. Однако, если такое поведение продолжается до пяти, семи, десяти лет, то…
Какой вывод может сделать ребенок?
- Обязанностей не существует. Все, что я умею делать, я могу не делать.
- Все эти дела - не обязательны
- Все зависит от того предоставят ли мне хорошую награду взамен – мультик, планшет, или подарок.
/Случай на семейной консультации. Родителям был задан вопрос о самостоятельности ребенка, на что 9-летний мальчик спросил: "Мама, а что такое домашние обязанности?"/
Формируют ли такие ситуации уважение к труду других людей у ребенка? Учат ли уважать себя и других?
Помогают ли стать ответственным и самостоятельным?
Очень хотелось бы, чтобы эти ситуации помогли задуматься родителям о том, каким образом они сами позволяют своему ребенку очень многое.
Семья – это маленький мир, в котором потребности и границы каждого члена семьи заслуживают уважения, признания и развития. Не только взрослого в отношении ребенка, а и взрослого, и ребенка по отдельности.
В статье использованы материалы сайта https://www.b17.ru/article/borders_with_children/