Оставлен Инженер ИВТ
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (далее - АООП НОО) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №39» (далее – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39») разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее - ТНР), особенностей образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями речи, образовательных потребностей и запросов обучающихся и их родителей.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые результаты и условия ее реализации.
Данная программа рассчитана на четыре года (возраст 6,5 – 11 лет) школьной жизни детей. Именно на этом уровне образования создаются предпосылки для решения на последующих этапах школьного образования более сложных задач, связанных с обеспечением условий для развития личности школьника, его речи, сознания, способностей и самостоятельности. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с ТНР учитывает специфику обучения детей с тяжелыми нарушениями речи, обусловленную особенностями психического и речевого развития этих детей, наличием тяжелой речевой патологии, отрицательным влиянием нарушений речи на формирование познавательной деятельности. Специфика содержания и методов обучения детей с ТНР является особенно существенной в младших классах специальной школы, где формируются предпосылки для овладения школьной программой старших классов, в значительной мере обеспечивается коррекция расстройств речи нарушений психомоторного развития. Учитывается тесная взаимосвязь формирования речи и мышления как при нормальной, так и при анормальном психическом развитии. В структуре дефекта детей с ТНР обнаруживается сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. Нарушение речи отрицательно влияют на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. У детей страдают не только вербальный интеллект, вербально-логическое мышление, но и многие неречевые высшие психические функции: зрительное восприятие, пространственные представления, слуховое восприятие, способность анализировать образ, вычленять общее. Сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности не может не отразиться на школьном обучении, на овладении грамотой, счетными операциями и требует особого подхода к разработке адаптированной программы, учитывающей структуру речевого дефекта и обеспечивающей единство коррекционного и развивающего обучения.
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое), овладение учебной деятельностью в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.
АООП НОО обучающихся с ТНР призвана обеспечить выполнение следующих основных целей:
· развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
· воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
· освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
· охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
· сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
АООП НОО обучающихся с ТНР направлена на реализацию следующих задач:
· коррекция различных проявлений речевого дефекта (нарушения звукопроизношения, голоса, темпа речи, фонематического слуха, аграмматизмы, дисграфия, дислексия) и обусловленных ими отклонений в психическом
развитии обучающегося;
· первоначальное становление его личности, выявление и целостное развитие его способностей;
· формирование у обучающегося умения и желания учиться;
· недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
· оптимальная организация учебного дня и недели с учетом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей;
· привлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях, «группах здоровья»;
· осуществление коррекционно-логопедической, психологической помощи учащимся;
· овладение основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Приоритетом начального общего образования является формирование универсальных учебных действий, уровень усвоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. Выделение межпредметных связей способствует интеграции предметов, предотвращению предметной разобщенности и перегрузки обучающихся.
Развитие личностных качеств и способностей обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки младших школьников опираются на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Особое место отведено деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных
ситуациях.
Приоритетными направлениями настоящей программы являются:
· обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
· сохранение единства образовательного пространства, преемственности уровней образовательной системы;
· формирование общей деятельностной основы как системы универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Общие цели школьного образования и цели отдельных предметов согласуются в учебной программе. Учитель в соответствии с программой планирует учебный процесс, определяя темы уроков, ориентируется на требования программы, изложенные в ней задачи. С позиций компетентностного подхода программы по отдельным предметам должны рассматриваться как элементы образовательной программы школы.
Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования
В основу разработки АООП НОО обучающихся с ТНР заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Дифференцированный подход к построению АООП НОО для обучающихся с ТНР предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по возможностям освоения содержания образования. АООП создается в соответствии с дифференцированно сформулированными в ФГОС НОО обучающихся с ТНР требованиями к:
- структуре образовательной программы;
- условиям реализации образовательной программы;
- результатам образования.
Применение дифференцированного подхода обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно- познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания учащихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности.
Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация деятельностного подхода обеспечивает:
· придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
· прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
· существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
· создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков (академических результатов), позволяющих продолжить образование на следующем уровне, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает организация детского самостоятельного и инициативного действия в образовательном процессе, отказ от репродуктивных методов и способов обучения, ориентация на личностно- ориентированные, проблемно-поискового характера
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке, представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового характера, которая используется как средство общения. Системность предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах формирования умственных действий и учебной деятельности учащихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
· тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями, действиями, умениями и навыками;
· воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей, предусмотренных ФГОС НОО;
· реализацию интегративной коммуникативно-речевой цели – формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций (познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в соответствии с различными ситуациями.
В основу формирования адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с ТНР положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип комплексного подхода, использования в полном объеме реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и социальных потребностей обучающихся;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с ТНР;
- принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование уровня полученных знаний в область «жизненной компетенции»;
- принцип сотрудничества с семьей.