Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №39» (далее – МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39») разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО к структуре основной образовательной программы, на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне начального общего образования. По мере реализации ФГОС НОО, накопления опыта работы, изменений нормативно-правовой базы в данную программу будут вноситься изменения и дополнения, согласованные на педагогическом совете и утверждённые директором школы.
Содержание основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» отражает требования ФГОС НОО и содержит три основных раздела: целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел включает:
- пояснительную записка
- общую характеристику программы начального образования
- общую характеристику планируемых результатов освоения основной образовательной программы
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения программы начального общего образования
Содержательный раздел включает характеристику основных направлений урочной деятельности образовательной организации (рабочие программы учебных предметов, модульных курсов), обеспечивающих достижение обучающимися личностных, предметных и метапредметных результатов, а также программу воспитания, в том числе:
- программы учебных предметов
- программу формирования универсальных учебных действий
- программу воспитания
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательной деятельности, а также механизм реализации компонентов основной образовательной программы.
Организационный раздел включает:
- учебный план
- календарный учебный график организации, осуществляющей образовательную деятельность
- план внеурочной деятельности
- календарный план воспитательной работы
- систему условий реализации программы начального общего образования
Образовательная организация МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», реализующая основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательных отношений:
- с Уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательной деятельности в образовательной организации;
- с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и Уставом образовательной организации.
Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся обеспечения освоения всеми детьми основной образовательной программы, закрепляются в заключенном между ними и образовательной организацией договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.
Пояснительная записка
ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» является основным документом, регламентирующим образовательную деятельность образовательной организации в единстве урочной и внеурочной деятельности, при учёте правильного соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательного процесса.
Целями реализации программы НОО ООП являются:
1. Обеспечение успешной реализации конституционного права каждого гражданина РФ, достигшего возраста 6,5—7 лет, на получение качественного образования, включающего обучение, развитие и воспитание каждого обучающегося.
2. Организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов начального общего образования, отражённых в обновленном ФГОС НОО.
3. Создание условий для свободного развития каждого младшего школьника с учётом его потребностей, возможностей и стремления к самореализации; отражение в программе начального общего образования деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся или для детей социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке педагогов.
4. Возможность для коллектива образовательной организации проявить своё педагогическое мастерство, обогатить опыт деятельности, активно участвовать в создании и утверждении традиций школьного коллектива.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
- обеспечение планируемых результатов по освоению выпускником целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- становление и развитие личности в ее индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
- обеспечение преемственности начального общего и основного общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья (далее — дети с ОВЗ);
- обеспечение доступности получения качественного начального общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности; — организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;
- использование в образовательной деятельности современных образовательных технологий деятельностного типа;
- предоставление обучающимся возможности для эффективной самостоятельной работы;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды.
ООП НОО МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» учитывает следующие принципы её формирования.
- Принцип учёта ФГОС НОО: программа начального общего образования базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС НОО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения в начальной школе.
- Принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» программа характеризует право получения образования на русском языке и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, а также планах внеурочной деятельности.
- Принцип учёта ведущей деятельности младшего школьника: программа обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль).
- Принцип индивидуализации обучения: программа предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами. При этом учитываются запросы родителей (законных представителей) обучающегося.
- Принцип преемственности и перспективности: программа должна обеспечивать связь и динамику в формировании знаний, умений и способов деятельности между этапами начального образования, а также успешную адаптацию обучающихся к обучению в основной школе, единые подходы между их обучением и развитием на начальном и основном этапах школьного обучения.
- Принцип интеграции обучения и воспитания: программа предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, разработку разных мероприятий, направленных на обогащение знаний, воспитание чувств и познавательных интересов обучающихся, нравственно-ценностного отношения к действительности.
- Принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности по программе начального общего образования не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация всех учебных и внеучебных мероприятий должны соответствовать требованиям действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
- В программе определяются основные механизмы её реализации, наиболее целесообразные с учётом традиций коллектива образовательной организации, потенциала педагогических кадров и контингента обучающихся. Среди механизмов, которые возможно использовать в начальной школе, следует отметить: организацию внеурочной деятельности с разработкой учебных курсов, факультативов, различных форм совместной познавательной деятельности (конкурсы, диспуты, интеллектуальные марафоны и т. п.). Положительные результаты даёт привлечение к образовательной деятельности школы организаций культуры (к примеру, музеев, библиотек, стадионов), художественных и театральных студий. Эффективным механизмом реализации программ является использование индивидуальных программ и учебных планов для отдельных обучающихся или небольших групп.