Оставлен Инженер ИВТ
Дополнительное образование – это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации, и культурной адаптации. В Концепции модернизации российской системы образования подчеркивается важность и значение системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов, социального и профессионального самоопределения детей и молодёжи.
Настоящая программа определяет содержание, организацию и основные направления дополнительного образования в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа №39».
Дополнительная общеобразовательная программа может ежегодно обновляться с учетом изменения развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы, а также образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей).
Образовательная программа дополнительного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» является нормативно-управленческим документом школы, который определяет цели, задачи, ожидаемые результаты, содержание и условия организации образовательной деятельности образовательной организации по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для обучающихся.
Дополнительные общеразвивающие программы естественно-научной направленности ориентированы на становление у обучающихся научного мировоззрения, освоение методов познания мира. В МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» реализуются различные программы данной направленности: программы «Увлекательная биология», «ХимБиоЛаб», «Практикум по физике», «Основы работы с мультидатчиками», «3D-моделирование».
Программы предназначены для детей среднего и старшего возраста позволяют расширить и углубить знания основного образования в области естественных наук, сформировать устойчивый интерес детей к естественным наукам и определиться в своей будущей профессии.
Программы естественнонаучного образования детей это:
- формирование научной картины мира и удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области естественных наук;
- развитие у них исследовательской активности, нацеленной на изучение объектов живой и неживой природы, взаимосвязей между ними;
- экологическое воспитание подрастающего поколения.
Современный формат дополнительного естественнонаучного образования детей объединяет в себе содержание двух ранее самостоятельных направленностей: эколого-биологической и естественнонаучной.
Программа реализуется на основе принципа дифференциации и обеспечивает равный доступ к образованию для всех обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
Образовательная программа дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» реализуется как самостоятельно, используя возможности школьного кванториума, так и посредством сетевых форм их реализации с использованием ресурсов организаций дополнительного образования г. Петрозаводска.
Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) прописано, что одним из универсальных учебных действий, приобретаемых учащимися, должно стать умение «проведения опытов, простых экспериментальных исследований, прямых и косвенных измерений с использованием аналоговых и цифровых измерительных приборов»
Концепция современного образования подразумевает, что учитель перестаёт быть основным источником новых знаний, а становится организатором познавательной деятельности обучающихся, к которой можно отнести и исследовательскую деятельность.
Настоящая Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа разработана в соответствии с действующим законодательством (Приложение 1)
Проектирование и реализация образовательной программы дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» строится на следующих основаниях:
- свобода выбора дополнительных общеразвивающих программ и режима их освоения;
- соответствие дополнительных общеразвивающих программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей; - вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;
- модульность содержания дополнительных общеразвивающих программ, возможность взаимозачета результатов;
- ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;
- творческий и продуктивный характер образовательных программ;
- открытый и сетевой характер реализации.
Деятельность по организации дополнительного образования осуществляется на основе рабочих дополнительных общеразвивающих программ и учебно-тематических планов педагогов. Эти программы могут меняться и дополнятся в зависимости от запросов родителей, возможностей и особенностей воспитанников и роста профессиональных возможностей педагогов, осуществляющих дополнительное образование.
Лица, осваивающие дополнительные образовательные программы называются «учащимися» (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ ст. 33, п.2).
Программа предназначена для обучающихся в возрасте от 12 до 15 лет в их свободное (внеучебное) время. Прием обучающихся в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора дополнительных общеразвивающих программ.
Сроки реализации программ определяются образовательной организацией самостоятельно, с учетом категории обучающихся, их возрастом, особенностями здоровья, "уровнем" программы.
Деятельность по освоению дополнительной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности осуществляется через различные объединения детей по интересам. Это кружки, объединения, отряды, и др. При этом основным способом организации деятельности детей является их объединение в учебные группы, т.е. группы обучающихся с общими интересами, которые совместно обучаются по единой программе в течение учебного года. Учебная группа (в той или иной ее разновидности) является основным способом организации деятельности детей практически в любом из видов детских объединений. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах
Численный состав и продолжительность учебных занятий зависят от направленности дополнительных общеразвивающих программ и требований СанПиН (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (Зарегистрирован 18.12.2020 № 61573).
Учебный год в объединениях дополнительного образования регламентируется учебным планом, расписанием занятий объединений, календарным учебным графиком.
Обучение осуществляется в функциональных помещениях, не используемых в данное время для осуществления основной образовательной программы общего образования. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их в зависимости от возраста. Также он может начать освоение программы с любого периода обучения.
Программа предполагает широкое использование ИКТ, демонстрационного и раздаточного материала, дидактических игр, изготовление продуктов деятельности.
Образовательная программа дополнительного образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» принимается на заседании Педагогического совета учреждения и утверждается приказом директора образовательной организации.
Управление реализацией программы дополнительного образования осуществляет директор учреждения. Непосредственное управление осуществляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе.
Органы общественного самоуправления образовательной организации участвуют в управлении реализацией дополнительной общеобразовательной программы в рамках компетенций.
Программа является документом, открытым для внесения изменений и дополнений. Корректировка программы может осуществляться ежегодно в соответствии с изменениями в законодательстве в области образования, с учетом потребности детей и взрослых в формировании услуг дополнительного образования школы.