Оставлен Инженер ИВТ
Дорогие родители!
В сентябре была проведена диагностика речевого развития первоклассников. Подробную информацию об успешности Вашего ребенка Вы можете получить в индивидуальном порядке у логопеда школы. Однако есть и общие рекомендации, на которые хочется обратить ваше внимание.
К 7 годам должны быть поставлены все звуки родного языка, в т.ч. Л и Р (и их мягкие варианты), тем более свистящие и шипящие. Если у Вашего ребенка есть проблемы звукопроизношения, обратитесь за помощью к логопедам. Многим детям для того, чтобы научиться правильно произносить те или иные звуки, бывает достаточно нескольких занятий.
Для успешного овладения в дальнейшем письмом ребенку важно уметь производить фонематический анализ слова. Это включает в себя умение услышать в слове тот или иной звук, определить его место в слове, посчитать количество звуков и назвать их по порядку. Например, есть ли в слове «машина» звук Ш? Где он находится: в начале слова, в середине или в конце? Какое слово получится из звуков «К-О-Т? Сколько звуков в слове «кот»?
Обратите внимание на то, как ребенок произносит длинные слова и слова со стечением согласных, например, сквозняк, сковорода, велосипедист, Простоквашино, кораблекрушение, аквалангист, Петрозаводск и др. Если есть трудности, потренируйтесь с ним проговаривать слова спокойно, относительно медленно, для начала можно по слогам, с постепенным ускорением до нормального темпа.
В ходе диагностики замечено, что большинство детей не имеет четких представлений об ориентировке на теле и в пространстве. Так, например, путают право и лево, предлоги «под» и «над», «за» и «перед», не знают «из-за» и «из-под». Начните с ребенком закреплять, где у него правая и левая стороны тела: правая и левая руки, правая и левая ноги, глаза, уши и прочее. Для упрощения запоминания наденьте ребенку на левую руку браслет (красную нить, резинку и т.п.), т.е. маркируйте его левую руку. Также объясните ему, что у человека слева в груди сердце. Обратите внимание ребенка на то, какой именно рукой он рисует, пишет, держит ложку, обозначьте эту руку – правая она или левая. Дайте понятие правши / левши. Затем, когда ребенок запомнит это, спрашивайте у него, что и где находится в пространстве (справа от ребенка стол, перед ребенком окно, слева дверь и т.д.). После усложняйте, покажите ребенку, что точкой отсчета может быть не только сам ребенок, но и другой человек. Так, например, стол находится справа от ребенка, но этот же стол стоит слева от мамы.
Для уточнения и закрепления предлогов акцентируйте внимание ребенка на его и Ваших действиях, например, я взяла тарелку СО стола, достала свитер ИЗ шкафа, мяч закатился ПОД диван, найди футболку В комоде, достань игрушку ИЗ-ПОД стула, и т.д.
Давайте Вашему ребенку подобные инструкции. Выполняйте с ним графические диктанты, это поможет и закрепить ориентировку, и счет. Не забывайте и об игре «Морской бой», самое время научить Вашего первоклассника этой занимательной игре и, тем самым, помочь ему успешно ориентироваться на плоскости.
Для обогащения лексики юного школьника важно упражняться в определении предмета по его описанию (например, как называются дети, которые учатся в школе? - школьники, ученики; как называется дом, в котором живут скворцы? – скворечник; и т.д.).
Кроме того, уточняйте значения синонимов (например, врач – доктор, медик; пёс – собака; конь – лошадь; горе – печаль; здание – дом; и т.д.) и антонимов (например, узкий – широкий, длинный – короткий, светлый - …, мокрый - …, кривой - … и т.д.).
Повторите с вашим ребенком названия детенышей животных и птиц (котята, щенята, поросята, телята, ягнята, жеребята, крольчата, цыплята…).
Обратите внимание и на то, использует ли ребенок уменьшительно-ласкательную форму слова (платье – платьице, дерево – деревце, гнездо – гнездышко и т.д.), поупражняйтесь с ним в этом.
Помогите Вашему ребенку усвоить притяжательные прилагательные (например: чей хвост? – лисий; чьи уши? – заячьи; чья берлога? – медвежья; волчьи, беличьи и т.д.).
При необходимости уточняйте согласование существительного с числительным (например, 1 ведро, 2 ведра, 5 вёдер; 1 мяч, 2 мяча, 5 мячей; шары, стулья и т.д.).
Все указанные моменты важны для обогащения речи Вашего ребенка, для облегчения усвоения школьных знаний, т.к. уровень речевого развития, которого ребенок достиг в дошкольном возрасте, является фундаментом для прочного (или шаткого, к сожалению) усвоения школьного материала.
Читайте ребенку, читайте с ребенком, слушайте, как читает сам ребенок. Задавайте вопросы по прочитанному, составляйте совместные пересказы, рисуйте то, что прочитали.
Помогайте Вашему ребенку с интересом и успешно проходить школьный путь. Не делайте за ребенка, делайте вместе с ним.
С уважением, учитель-логопед МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39»
Екатерина Михайловна Кудряшова