Оставлен Инженер ИВТ
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» разработана в соответствии со следующими нормативно- правовыми документами:
- ФЗ №273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в РФ» с изменениями и дополнениями;
-Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (далее – ФГОС ООО) и ФОП ООО , утверждён Приказом № 874 Минпросвещения РФ от 30.09.2022г.
-Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642 (ред. от 24.12.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.01.2022)
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.09.2022г. № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
-Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»;
-Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
-Устав МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»
-Локальные нормативно- правовые документы.
Также при реализации ООП ООО учтены требования:
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
-Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".
При разработке ООП СОО «Средняя общеобразовательная школа № 39» предусматривает непосредственное применение при реализации обязательной части ООП ООО федеральных рабочих программ по учебным предметам «Русский язык», «Литература», «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)», «Английский язык», «Немецкий язык», «История», «Обществознание», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Биология», «Химия», «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности».
ООП ООО включает три раздела: целевой, содержательный, организационный. Приложением к ООП ООО являются локальные нормативные акты образовательной организации, конкретизирующие и дополняющие основную образовательную программу. ООП ООО является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС СОО соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Цели реализации основной образовательной программы основного общего образования
Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», основное общее образование является необходимым уровнем образования. Оно направлено на становление и формирование личности обучающегося:
- организация учебного процесса с учётом целей, содержания и планируемых результатов основного общего образования, отражённых в ФГОС ООО;
- создание условий для становления и формирования личности обучающегося;
- организация деятельности педагогического коллектива по созданию индивидуальных программ и учебных планов для одарённых, успешных обучающихся и (или) для обучающихся социальных групп, нуждающихся в особом внимании и поддержке.
Достижение поставленных целей реализации ООП СОО предусматривает решение следующих основных задач:
- формирование у обучающихся нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способностей к социальному самоопределению;
- обеспечение планируемых результатов по освоению обучающимся целевых установок, приобретению знаний, умений, навыков, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
- обеспечение преемственности основного общего и среднего общего образования;
- достижение планируемых результатов освоения ФОП ООО всеми обучающимися, в том числе обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе проявивших выдающиеся способности, через систему клубов, секций, студий и других, организацию общественно полезной деятельности;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников в проектировании и развитии социальной среды образовательной организации;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования социальной среды (населенного пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- организация социального и учебно-исследовательского проектирования, профессиональной ориентации обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничество с базовыми предприятиями, организациями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- создание условий для сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение
- их безопасности
Основная образовательная программа основного общего образования, созданная муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39», является основным документом, определяющим содержание общего образования, а также регламентирующим образовательную деятельность организации в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части программы и части, формируемой участниками образовательной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 39» (далее МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39»).
Принципы формирования и механизмы реализации основной образовательной программы основного общего образования
В основе разработки основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» лежат следующие принципы и подходы:
- принцип учёта ФГОС СОО: ООП ООО базируется на требованиях, предъявляемых ФГОС ООО к целям, содержанию, планируемым результатам и условиям обучения на уровне основного общего образования;
- принцип учёта языка обучения: с учётом условий функционирования образовательной организации ООП СОО характеризует право получения образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и отражает механизмы реализации данного принципа в учебных планах, планах внеурочной деятельности;
- принцип учёта ведущей деятельности обучающегося: ООП ООО обеспечивает конструирование учебного процесса в структуре учебной деятельности, предусматривает механизмы формирования всех компонентов учебной деятельности (мотив, цель, учебная задача, учебные операции, контроль и самоконтроль);
- принцип индивидуализации обучения: ООП ООО предусматривает возможность и механизмы разработки индивидуальных программ и учебных планов для обучения детей с особыми способностями, потребностями и интересами с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающегося;
- системно-деятельностный подход, предполагающий ориентацию на результаты обучения, на развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- принцип учета индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
- принцип обеспечения фундаментального характера образования, учета специфики изучаемых учебных предметов;
- принцип интеграции обучения и воспитания: ООП ООО предусматривает связь урочной и внеурочной деятельности, предполагающий направленность учебного процесса на достижение личностных результатов освоения образовательной программы;
- принцип здоровьесбережения: при организации образовательной деятельности не допускается использование технологий, которые могут нанести вред физическому и (или) психическому здоровью обучающихся, приоритет использования здоровьесберегающих педагогических технологий. Объём учебной нагрузки, организация учебных и внеурочных мероприятий должны соответствовать требованиям, предусмотренным санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее – Гигиенические нормативы), и санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее – Санитарно-эпидемиологические требования).
- ООП ООО учитывает возрастные и психологические особенности обучающихся. Общий объем аудиторной работы обучающихся за пять учебных лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5848 академических часов в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.
- В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы среднего общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
- Основная образовательная программа формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития детей 11— 15 лет, связанных:
- с переходом от способности осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на уровне основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества, к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе;
- с формированием у обучающегося типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
- с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации, развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с первым этапом подросткового развития — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет, 5—7 классы), характеризующимся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие самосознания — представления о том, что он уже не ребенок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет, 8—9 классы), характеризуется:
- бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений подростка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
- стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- обостренной в связи с возникновением чувства взрослости восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, что порождает интенсивное формирование нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
- сложными поведенческими проявлениями, которые вызваны противоречием между потребностью подростков в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом и выражаются в разных формах непослушания, сопротивления и протеста;
- изменением социальной ситуации развития: ростом информационных нагрузок, характером социальных взаимодействий, способами получения информации.
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» реализуется с использованием внутренних и внешних ресурсов путем организации взаимодействия участников образовательных отношений в пределах образовательной организации и в рамках сетевого взаимодействия организаций.
Внутренние ресурсы:
- кадровые (педагоги основного общего образования, педагоги дополнительного образования, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, логопед, педагог-организатор);
- финансовые (бюджетные средства, оказание платных образовательных услуг, спонсорская помощь, гранты);
- материально-технические (оснащение оборудованием, в том числе учебно-методическим, всех помещений МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», обеспечение учебно-методической литературой);
- информационные (знания о конкретных обучающихся и ученических коллективах, о ходе и результатах процессов, осуществляемых школой в целом и каждым сотрудником в отдельности), а также профессиональный и жизненный опыт педагогов, администрации, прочих работников школы).
- Внешние ресурсы, используемые МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», представляют собой сторонние образовательные организации, реализующие дополнительные общеобразовательные программы, а также организации, оказывающие психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы. Осуществляется сотрудничество с организациями:
Детский технопарк «Кванториум Сампо» является структурным подразделением ГБОУ ДО РК РЦРДО Ровесник;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа "Детско-юношеский центр", МОУ ДО "ДЮЦ";
Республиканский эколого-биологический центр им. Кима Андреева;
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Петрозаводского городского округа «Дом творчества детей и юношества № 2» (МОУ ДО «ДТДиЮ № 2»);
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия" Петрозаводский лесотехнический техникум", (ГБПОУ РК "Петрозаводский лесотехнический техникум"; ГБПОУ РК ПЛТТ);
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Петрозаводский базовый медицинский колледж»;
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа "Спортивная школа № 7" (МУ "СШ № 7");
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа«Спортивная школа Олимпийского резерва № 5»;
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия «Городская поликлиника №4»;
Муниципальное бюджетное учреждение Петрозаводского городского округа «Спортивная школа № 4»;
Федеральное государственное бюджетное учреждение Карельский научный центр Российской Академии Наук в городе Петрозаводск;
Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Вологодский научный центр Российской академии наук (ФГБУН ВолНЦ РАН);
Контроль качества образования осуществляется с помощью внутренней системы оценки качества образования (далее - ВСОКО) МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», которая регламентируется Положением о внутренней системе оценки качества образования. Работа системы осуществляется посредством планирования контроля основных направлений деятельности образовательной организации, в том числе проведения разнообразных видов мониторингов, направленных на получение сведений о качестве образовательных результатов обучающихся, реализации образовательной деятельности и условий, которые ее обеспечивают.
Общая характеристика основной образовательной программы основного общего образования
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» разработана с привлечением органов самоуправления (Управляющий совет, рабочая группа), обеспечивающих государственно-общественный характер управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность с учетом запросов родителей (законных представителей), обучающихся школы.
Основная образовательная программа основного общего образования (далее – ООП ООО), согласно закону «Об образовании в Российской Федерации», разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее — ФГОС ООО) и ФОП ОООк структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательной деятельности при получении основного общего образования в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39». При разработке ООП ООО учтены результаты самообследования, в том числе функционирования ВСОКО, анализ образовательных потребностей и запросы участников образовательных отношений.
Программа является основным документом, регламентирующим образовательный процесс на уровне ООО в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» в единстве урочной и внеурочной деятельности при учете установленного ФГОС соотношения обязательной части Программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Программа учитывает психолого-педагогические особенности и образовательные потребности обучающихся МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39», что способствует созданию комфортных условий организации образовательного процесса без вреда для здоровья и эмоционального благополучия каждого обучающегося, включая одаренных обучающихся и обучающихся с ОВЗ.
Программа учитывает Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения.
Структура Программы основной образовательной программы основного общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» соответствует требованиям ФГОС ООО и включает целевой, содержательный и организационный разделы.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации ООП ООО, а также способы определения достижения этих целей и результатов.6
Целевой раздел ООП ООО включает:
- пояснительную записку;
- планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО;
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.
Содержательный раздел ООП ООО включает следующие программы, ориентированные на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов:
- федеральные рабочие программы учебных предметов;
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся;
- федеральную рабочую программу воспитания.
Рабочие программы учебных предметов обеспечивают достижение планируемых результатов освоения ООП ООО и разработаны на основе требований ФГОС ООО к результатам освоения программы основного общего образования.
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся содержит:
- описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;
- характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся.
Рабочая программа воспитания направлена на сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение ими результатов освоения программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой образовательной организацией совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Организационный раздел ООП ООО определяет общие рамки организации образовательной деятельности, а также организационные механизмы и условия реализации программы основного общего образования и включает:
- учебный план; план внеурочной деятельности;
- календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организуются и проводятся в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 39» или в которых образовательная организация принимает участие в учебном году или периоде обучения.