Оставлен Играков Р. А.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ
МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №39»
1.Общие положения.
1.1. Настоящее положение разработано на основании письма МО РФ от 14 декабря 2000 года №2 "Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения".
1.2. Положение определяет порядок организации деятельности логопедического пункта, как структурного подразделения муниципального общеобразовательного учреждения.
1.3. Настоящее положение регулирует деятельность логопедического пункта при МОУ "Средняя общеобразовательная школа №39".
1.4. Положение регламентирует возможности получения логопедической помощи детьми, имеющими речевые патологии.
1.5. Логопедический пункт создается в МОУ "Средняя общеобразовательная школа №39" в целях оказания помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи (первичного характера), в освоении ими общеобразовательных программ.
1.6. Основными задачами логопедического пункта являются:
- коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
- разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся;
- совершенствование методов логопедической работы в соответствии с возможностями, потребностями и интересами ребенка.
1.7. Логопункт организуется приказом Управления образования администрации г. Петрозаводска.
1.8. Обучение на логопункте ведется на русском языке.
1.9. В своей деятельности логопункт руководствуется данным положением, программно- методическими документами, одобренными или утвержденными Министерством образования РФ, разработанными НИИ дефектологии Российской Федерации.
2. Организация деятельности логопункта.
2.1. На логопункте при МОУ "Средняя общеобразовательная школа №39" предусматриватся четкая организация всего коррекционного процесса.
Он обеспечивается:
- своевременным обследованием детей;
- рациональным составлением расписания ("сетки") занятий;
- планированием подгрупповой и индивидуальной работы;
- оснащением логопункта необходимым оборудованием и наглядными пособиями;
- совместной работой учителя- логопеда с педагогами школы и родителями.
2.2. В логопедический пункт зачисляются обучающиеся школы, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи (общее недоразвитие речи разной степени выраженности; фонетико-фонематическое недоразвитие речи; фонематическое недоразвитие речи; недостатки произношения-фонетический дефект; недоразвитие речи, обусловленное нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия); нарушения чтения и письма, обусловленные общим , фонетико-фонематическим , фонематическим недоразвитием речи).
В первую очередь в логопедический пункт зачисляются обучающиеся, имеющие нарушения в развитии устной и письменной речи, препятствующие их успешному освоению общеобразовательных программ (дети с общим, фонетико- фонематическим и фонематическим недоразвитием речи).
2.3. Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи обучающихся, которое проводится с первого по пятнадцатое сентября и с пятнадцатого по тридцатое мая. Обследование обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, регистрируется. Зачисление в логопедический пункт обучающихся из числа обследованных и зарегистрированных производится в течение всего учебного года.
2.4. Прием и выпуск детей производится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи.
2.5. Предельная наполняемость логопедического пункта не более 25 человек.
2.6. На каждого обучающегося, зачисленного в логопедический пункт учитель-логопед заполняет речевую карту.
2.7. Занятия с обучающимися проводятся как индивидуально, так и в группе. Основной формой являются групповые занятия. Предельная наполняемость групп устанавливается в зависимости от характера нарушения в развитии устной и письменной речи обучающегося (приложение №3).
2.8. Продолжительность групповых логопедических занятий составляет:
- для учащихся 1-х классов 35 минут;
- для учащихся 2-х-4-х классов 40-45 минут.
Продолжительность индивидуального занятия 15-20 минут.
2.9. Групповые занятия проводятся:
- с обучающимися, имеющими нерезко выраженное общее недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные НВОНР, 3 раза в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи; нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР или ФНР, 2-3 раза в неделю;
- с обучающимися, имеющими фонетический дефект, не менее 1-2 раз в неделю;
- с заикающимися обучающимися не менее 3-х раз в неделю.
2.10. Общее количество занятий с каждой группой определяется структурой и выраженностью речевого дефекта. Примерное количество занятий с группой обучающихся, имеющих ФФНР (ФНР); нарушения письма обусловленные несформированностью фонематических процессов, в зависимости от степени нарушений колеблется от 45 до 60.
Для учебно-коррекционной работы с детьми имеющими ОНР (НВОНР); нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР (НВОНР) на уровне фонем отводится 73-85 занятий; на уровне слова 45-60 занятий; на уровне связной речи 30 занятий; имеющими отклонения фонетического и лексико-грамматического развития 65-95 часов занятий.
2.11. Учебный материал (слова, тексты, картинки и пр.), используемые для исправления речи должен отвечать учебно-коррекционным задачам и соответствовать возрасту учащихся.
2.12. Темы групповых и индивидуальных занятий с обучающимися и учет их посещаемости отражаются в журнал факультативных и логопедических занятий.
2.13. Учителем-логопедом составляется расписание групповых занятий с указанием времени занятий каждой группы. Расписание согласуется с учебной частью и утверждается заместителем директора школы по УВР.
2.14. Коррекция произношения у обучающихся с фонетическими дефектами, не влияющими на успеваемость, в виде исключения, может осуществляться во время уроков (кроме уроков русского языка и математики).
2.15. Результаты коррекционной работы отмечаются в речевой карте учащегося и доводятся до сведения классного руководителя, администрации школы и родителей (законных представителей).
2.16. В случае необходимости уточнения диагноза, обучающиеся с нарушениями речи с согласия родителей (законных представителей) направляются учителем-логопедом в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение для обследования врачами- специалистами (невропатологом, детским психиатром, отоларингологом, офтальмологом и др.) или на медико-психолого-педагогическую комиссию.
2.17. Ответственность за обязательное посещение детьми занятий, а также соблюдение правил для логопатов в логопедическом пункте возлагается на учителя-логопеда, классного руководителя, родителей и администрацию школы.
3. Права и обязанности учителя-логопеда.
3.1. Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям начальных классов школы и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению. Учитель-логопед несет ответственность за организацию и своевременное выявление обучающихся с первичной речевой патологией, комплектование групп.
3.2. Учитель- логопед:
- проводит занятия с обучающимися по исправлению различных нарушений устной и письменной речи. В ходе занятий осуществляется работа по предупреждению и преодолению неуспеваемости по русскому языку, обусловленной первичным речевым нарушением;
- осуществляет взаимодействие с учителями по вопросам освоения обучающимися общеобразовательных программ;
- поддерживает связь с дошкольными образовательными учреждениями, со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, логопедами и врачами-специалистами детских поликлиник и медико-психолого-педагогических комиссий;
- участвует в работе методических объединений учителей-логопедов;
предоставляет руководителю образовательного учреждения ежегодный отчет о количестве обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи, и результатах обучения в логопедическом пункте.