АНАЛИЗ РАБОТЫ
«СОВЕТА ЗДОРОВЬЯ» за 2013-14 учебный год
Работа школьного «Совета здоровья» в 2013-2014 учебном году была направлена на реализацию комплексно-целевой программы «Здоровье школьника и педагогов школы».
Задачи :
1 Сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и педагогов школы.
2.Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни.
3.Повышение уровня педагогического мастерства и компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий.
Основная задача работы совета была направлена на использование имеющих возможностей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов.
Основные направления деятельности:
1. Консультативное - направленное на оказание методической и психологической помощи учащимся, родителям и педагогам по вопросам здорового образа жизни, обучения навыкам оздоровления, развития и воспитания детей.
2. диагностическое, предусматривающее диагностику физического развития и состояния здоровья учащихся; определение распространенности и характера нарушений основных функций (% заболеваемости «школьными болезнями» ); проведение мониторинговых исследований, направленных на повышение эффективности использования здоровьесберегающих технологий.
3. профилактическое, включающее разработку и осуществление комплексных оздоровительных мероприятий, социальной методики педагогического контроля за состоянием здоровья, изучение влияния режима обучения и воспитания на физическое состояние учащихся.
4. Коррекционно-развивающее, целью которого является разработка методических рекомендаций, пособий, наглядного материала; мероприятия, направленные на воспитание культуры здоровья учащихся и учителей, создание условий для их гармоничного развития; обобщение и распространение передового опыта работы по оздоровлению детей.
Консультативное направление реализуется «Советом здоровья» и социально-психолого –педагогической службой .В течении года было проведено 2 обучающих семинара «Школьный урок и воздействие на здоровье обучающегося» и «Школьный урок и его воздействие на здоровье педагога». Они были направлены на повышение компетентности в вопросах использования здоровьесберегающих технологий и культуры здоровья педагогами .C целью повышения компетентности и обмена опытом принимали участие в международной конференции «Благополучие в школах двух Карелий» секция укрепление здоровья в школах - перспективы развития, а также в карело-финляндской научно-практической конференции, в рамках международного проекта « В стремлении к равенству в состоянии здоровья детей и молодежи двух Карелий» при совместном участии клиники «Дружественной к молодежи» и «Городской детской больницы». В рамках реализации школьной программы «Здоровье учащихся и педагогов школы» принимала участие в республиканском конкурсе «Учитель здоровья-2014» -Гадова Н.А.
В течении учебного года деятельность психолога Матюшевой Н.Г была направлена на профилактику и предупреждение «внутришкольных факторов риска», которые оказывают неблагоприятное воздействие и снижают уровень здоровья учащихся и педагогов это -такие мероприятия как:
В результате педагоги получили информацию об эффективных способах рефлексии, о быстрых и способах активизации мыслительной деятельности и свойств внимания учащихся на уроках, самостоятельно поупражнялись на практике. Кроме этого, были систематизированы знания о действенных способах релаксации учащихся во время перенапряжения на уроке (через дыхание, образы, напряжение и словесные формулы).
В результате педагоги углубили и систематизировали знания о психологических признаках личности «квадрата», «треугольника», «круга», а именно о рабочем месте, о внешнем облике, об отношении к деятельности, о речи, об общении каждого типажа. Эти знания педагоги могут применять и в образовательном процессе на уроках.
Задачей психологического мастер –класса являлось оказание помощи участникам в восприятии своего возраста не как отягощающего фактора, а как возраста новых возможностей.
Релаксация - метод снятия психического напряжения, отключение мозга от внешних раздражителей, полное сосредоточение на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключение от неприятных мыслей. Во время посещения кабинета происходит:
1.снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение душевного равновесия
2.решение школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)
3.активное восстановление работоспособности;
4.Предупреждение и снятие физической усталости и психологического утомления;
Отзывы учащихся и педагогов школы показывает, что все довольны возможностью восстановить свое состояние в этой комнате.
5.Работа в 9-х, 11-м классах по развитию стрессоустойчивости обучающихся во время подготовки к экзаменам
В течении полугодия в каждом классе были проведены занятия на следующие темы:
Занятия по развитию устойчивости и целостности восприятия
Целью данных занятий была демонстрация личных способностей учеников. Удалось показать учащимся, что они умеют работать монотонно и в условиях искусственно созданных помех. Для этого необходимо только правильно настроиться на работу. Ученики получили представление, как правильно сосредоточиться и концентрироваться на задании.
Занятия по развитию процессов памяти
В результате занятий учащиеся могли определить. Какой вид памяти им больше всего присущ – зрительная, слуховая, кинестетическая. Также ученики узнали о способах заучивания материала (механическое или смысловое заучивание, метод группировки, символизации, кодировки), а также получили представление, как развивать недостаточно сформированные навыки.
Занятия по развитию процессов мышления
Ученики выполняли логические тесты и упражнения, вырабатывали беглость мышления, учились устанавливать причинно-следственные связи. Особое внимание уделялось на занятиях развитию навыков речи: учащиеся учились придумывать тексты и истории при минимальном наборе условий, составлять связные рассказы, рассуждать по строгой схеме над определенной темой.
Занятия по развитию стрессоустойчивости, волевой мобилизации, навыков релаксации
Таким образом, учащиеся формировали и оттачивали основные учебные компетентности, необходимые для прохождения итоговой аттестации. Со стороны психологической службы учащиеся получили рекомендации в памятках по саморазвитию и ссылки на необходимую психологическую информацию.
Итогом данной работы являлась гармонизация эмоционально-личностной сферы, повышения уровня психологической комфортности и снижение уровня тревожности и эмоционального напряжения у учащихся выпускных классов
6.Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения учащихся с ОВЗ (дети-инвалиды)
На каждого ребенка-инвалида разработан индивидуальный образовательный маршрут. Два раза в год проводился консилиум по данной категории детей с целью отслеживания динамики развития и обучения.
18.10.2013г. «Определение контингента учащихся, нуждающихся в особых условиях обучения ».
11.03.2014 г. «Отслеживание динамики развития и обучения учащихся с ОВЗ».
Учащиеся проходят психологическое обследование, получают консультации психолога. Полученные результаты вкладываются в маршруты сопровождения.
7.Проведение мониторингов среди педагогов (за уч.год – 3 исследования):
1.Мониторинг синдрома профессионального сгорания ( опрошено 23 чел.)
|
|
|
|
|
|
|
|
Эмоциональное истощение является основным признаком профессионального сгорания.
Деперсонализация обнаружена у 6 педагогов. Этот фактор предполагает бесчувственное, негуманное и циничное отношение к другому человеку. Негативное отношение сказывается в ожидании худшего, нежелании общаться. В кругу своих коллег «сгорающий» специалист рассказывает о ком-то или чем-то с неприязнью и пренебрежением. На первых порах он отчасти еще может сдерживать свои чувства, но постепенно ему становится все труднее это делать, и в конце концов они начинают буквально выплескиваться наружу. Жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.
И, наконец, 7 педагогов испытывают Редукцию личностных достижений.
Основными проявлениями этого симптома являются: ·тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов; негативизм по отношению к служебным обязанностям, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что некоторые педагоги эмоционально перенапряжены и им требуется много энергии на самоорганизацию. Известно, что синдром сгорания является защитным механизмом нашего организма, поскольку заставляет нас дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время данное утверждение оказывается справедливым лишь в случае, когда речь идет о самом начале формирования данного состояния. На более поздних стадиях «сгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими.
«Сгорающий» может не осознавать причин происходящих в нем процессов. Для защиты себя он перестает воспринимать собственные чувства, связанные с работой. Формализм, жесткие интонации и холодные взгляды в большинстве случаев являются проявлениями синдрома эмоционального сгорания.
Необходимо привлекать внешних специалистов для разрешения данной ситуации.
Мониторинг интеллектуальной лабильности (33 чел)
Специфика теста заключается в том, что он проверяет способность умения продуктивно работать, не отвлекаясь, в стрессовой обстановке (40 разнообразных заданий): предъявляется вслух, в условиях экономии времени, без права на повторение задания. Заранее все настраиваются на успех.
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате исследования выяснилось, что 25 человек могут работать в напряженной ситуации, показывая хорошие результаты.
Анкета «Факторы беспокойства и напряжения педагога на уроке и вне урока»( в рамках семинара «Урок и его воздействие на педагога»)
Педагоги оценивали факторы по 5-бальной шкале. Ниже представлены результаты в порядке убывания степени значимости. На первых позициях расположились самые сильные факторы беспокойства.
Внезапно возникающие мероприятия (срочные документы, отчёты) – 4,9
Неисправность компьютерной техники – 4, 4
Эмоциональные реакции коллег – 4,3
Пререкания обучающихся – 3,9
Невыполнение или игнорирование требований обучающимися – 3,9
Опоздания обучающихся – 3,9
Посещение вашего урока коллегами без предупреждения – 3, 5
Изменения в циклограмме школы – 3,2
Плохое самочувствие - 3,2
Замена и замещение уроков не в своих классах - 3,1
Поиск журнала перед уроком - 3,1
Неисправность фурнитуры окон – 3, 1
Внешний посторонний шум – 3, 1
Телефонные звонки обучающимся – 3,1
Общение с родителями в условиях ограниченного времени – 2,9
Скрип мебели в кабинете – 2, 6
Работа со студентами- 2,5
Полученные результаты показывают полную картину факторов напряжения педагога на уроке.
В работе социального педагога, Шабаловой И.Г., ведётся профилактическая индивидуальная и групповая работа с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек. Продолжает реализовываться программа «Профилактика вредных явлений в подростковой среде» среди обучающихся 5-8 классов. Организована работа школьного психолого-педагогического консилиума, цель- профилактика и предупреждение административных нарушений учащимися школы; В течение учебного года в рамках профилактической работы приглашались нарколог Умолинова Л.Б. и медсестра Авоян Н.И., привлекались специалисты кожно-венерологического диспансера, клиники дружественной к молодежи, Республиканского перинатального Центра Отделения Центра планирования семьи и репродукции, Отделения профилактики безнадзорности, ЦВСНП. Их выступления, беседы были направлены на изменение менталитета подростков в отношении негативных явлений, давалась информация о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков, психоактивных веществ. В течение учебного года проведено 4 мониторинга числа курящих. Если в 2010-2011 учебном году курило 86 школьников, то проведенные мониторинги этого учебного года показали, что систематически курят 10 человек.
Профилактическое направление реализуется всеми представителями «Совета здоровья» и предусматривает организацию и проведение мероприятий , направленных на предотвращение перегрузки, переутомления и перенапряжения школьников, которое обеспечивает условия успешного обучения и сохранения здоровья. В течении учебного года педагогами «Совета здоровья» проведены исследования показателей рациональной организации учебного процесса такие как:
-оптимального объёма учебной нагрузки; затраты времени на выполнение домашних заданий; наличие занятий активно-двигательного характера в течении учебного дня; профилактическая направленность проводимых уроков( систематическое включение в урок специальных приёмов, увеличения двигательной активности, снижающих уровень эмоциональной напряжённости учащихся).
-санитарно-гигиенические условия организации образовательного процесса. Цель - создание благоприятной окружающей обстановки. В течении учебного года педагогом Жилевич О.В. проводился контроль соблюдения норм Санпина в параллели 3-4 классов. Проверялось наличие школьной формы и второй обуви у обучающихся. Были поставлены на личный учет те обучающиеся, которые постоянно забывали форму или обувь. С этими детьми были проведены беседы, они ознакомлены с Положением о школьной форме и второй обуви в образовательном учреждении. Больше всего таких ребят было в 4 «Б» классе. С помощью постоянного контроля смогли убедить и заставить детей ходить в школьной форме и переодевать уличную обувь. В других классах были единичные случаи, но в течении всего года в каждый месяц в каждом классе, были дети, которые забывали форму или обувь. Классным руководителям было предложено усилить контроль за такими обучающимися. Весь год наблюдала за проветриванием кабинетов на 3 этаже и за динамическими паузами. Редко выходили гулять ученики 4 «а» класса. В рамках Дня Здоровья были проведены анкеты по дозировке домашнего задания среди 5-6 классов. Анкетирование показало, что дозировка выполнения домашнего задания не превышала допустимых норм. От Совета Здоровья принимала участие в организации и проведении мероприятия для пенсионеров округа Ключевая, ко Дню пожилого человека.
За соблюдением норм Санпина в параллелях 1-2 классы была ответственной педагог Смирнова С.В. Отчет о своей деятельности педагог не предоставила.
Профилактические оздоровительные мероприятия, направленные на увеличение двигательной активности школьников, с использованием различных форм организации занятий. Календарь спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий содержал мероприятия, проводимые на свежем воздухе, что решало оздоровительные задачи с задачей обеспечения двигательной активности учащихся. С целью создания устойчивой мотивации к занятиям физической культуры и повышения двигательной деятельности проводились занятия коррегирующей гимнастики на 1 ступени обучения, а также проведения спортивных часов в 1Г, 2Г, 3В классах.
Содержание диагностического направления включает в себя медицинское обслуживание учащихся школы и педагогов. Основной задачей медицинского персонала школы являются контроль здоровья и развития учащихся, организация комплекса гигиенических, санитарно-противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья. В рамках систематических медицинских осмотров школьников проводится комплексная оценка состояния здоровья. При выявлении ухудшения в состоянии здоровья учащихся, специалистами выдаются направления, номерки для консультации и лечения. Данныеисследования состояния здоровья и уровня исследования физической подготовленности учащихся 1-2 классах говорят о положительной динамике общего состояния здорровья обучающегося. По прежнему преобладают заболевания неврологического характера.(40%),на втором месте заболевания опорно-двигательного аппарата(23%) ,затем заболевания органов зрения. Уровень физической подготовленностии учащихся школы остается на прежнем уровне (средний уровень).
Проводился мониторинг формирования культуры питания, качества питания. Даны рекомендации и пожелания в школьную столовую, классным руководителям, а также родителям.Темы научно-исследовательских работ учащихся содержали вопросы формирования культуры питания.
С 2006 года в школе работает оснащенный современной техникой стационарный стоматологический кабинет. Учащиеся школы, с согласия родителей, проходят стоматологическое обследование. За три года работы стоматологического кабинета количество детей нуждающихся в медицинской помощи значительно снизилось.
Коррекционно-развивающее направление реализуется через работу информационного блока, цель которого, воспитание готовности к здоровьесбережению и ЗОЖ, отношения к здоровью как ценности. Задачи:
1. Обеспечение социальной компетентности учащихся по здоровьесбережению (приобретение учениками знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья, воспитание уверенности в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным, дает ему силы делать осознанный выбор.)
2.-повысить грамотность родителей, в вопросах здоровья ребенка;
3. расширение оздоровительного кругозора учеников;
4.повышение оздоровительно-воспитательной работы;
5. повышение мотивации для здорового образа жизни.
Информационный стенд «Уголок Здоровья» , который оформляет Галеева Я.С., предназначен для формирования у школьников осознанного отношения к своему здоровью как к ценности жизни. Он помогает педагогам, медицинским работникам знакомить родителей и детей с очень важной информацией о здоровье. Здесь размещается самая актуальная подборка материалов и рекомендаций, которые касаются здорового образа жизни . Это информация по профилактике заболеваний, здоровому питанию, правилам гигиены и заботе о своем здоровье.
Оформление сменной информации на стенде «Здоровье»:
Целью настоящего учебного пособия является приобретение учениками знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья, воспитание уверенности в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным, дает ему силы делать осознанный выбор. освещающего формирование устойчивой мотивации на ведение ЗОЖ и обучению соответствующим навыкам применения в повседневной жизни. С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов были организованы мастер классы по теоретическим и практическим основам сохранения здоровья (обучающие семинары), а также для снятия физического напряжения были организованы профилактические сеансы массажа для педагогов и работников школы.
О реализации программы и в создании здоровьесберегающего пространства информирует школьный сайт и школьная газета «Шаг ».
Оценка эффективности реализации программы прослеживалась через отчеты педагогов и классных руководителей. Что позволило отметить эффективность работы следующих педагогов: Беляева Е.В., Богданова Н.В., Валова С,С, Жилевич О.В., Кирейчук И.В., Черновинская О.В.,Лукащук Н,В, Петрова Н, Ф., Чернышева Ю.М., Панькова Т.И., Кундозерова Е В., Тараканова М.Н. Особенно следует отметить работу следующих педагогов, у которых отражена систематическая работа по здоровьесберегающему направлению и диагностика заболеваемости учащихся и результатах проводимой работы: Омелина О.А., Плескач Е.Н., Прокопчик Т. И., Симоненкова Л.Л., Кобелева Г.И.
На следующий учебный год планируем:
- Увеличение двигательной деятельности и закрепление устойчивой мотивации к занятиям физической культурой, за счет проведения общей утренней гимнастики для обучающихся 1 ступени обучения., а также организация подвижных перемен для учащихся 5-6 классов.
-Использование различных форм взаимодействия с семьей, поддерживать заинтересованность родителей в школьных делах, через проведения совместных дней здоровья, походов, соревнований.
- Проведение мониторинга результатов состояния здоровья обучающихся всей школы информирование родителей и педагогов школы.
Вместе с тем следует решить следующие проблемы:
-Обратить внимание на реализацию совместного плана с воспитательной службой по программе здоровьесбережения.
-Повысить активность педагогов школы в реализации Комплексно- целевой программы «Здоровье учащихся и педагогов школы» и вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.
-Продолжить повышение квалификации педагогов в вопросах обучения учащихся основам ЗОЖ.
-усилить контроль за собдюдением норм Санпина.
-Поиск эффективных форм и методов организации деятельности по сохранению здоровья педагогов.
16.06.14г.
Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!