Back to top

Анализ работы «Совета здоровья» за 2013-2014 учебный год

                                                            АНАЛИЗ  РАБОТЫ    

                                                 «СОВЕТА ЗДОРОВЬЯ» за 2013-14 учебный  год

Работа школьного «Совета здоровья» в 2013-2014 учебном году была направлена на реализацию комплексно-целевой программы «Здоровье школьника и педагогов школы».

Задачи :

1 Сохранение и укрепление психического и физического здоровья обучающихся и педагогов школы.

2.Формирование устойчивых стереотипов здорового образа жизни.

3.Повышение уровня педагогического мастерства и компетентности педагогов в вопросах применения здоровьесберегающих технологий.

  1. Работа над повышением уровня культуры профессионального здоровья педагогов.
  2. Осуществление рекомендуемых «Советом здоровья» профилактических  и оздоровительных технологий психического и физического здоровья обучающегося и педагогов
  3.  Оценка эффективности реализации комплексной программы.

Основная задача работы совета была направлена на использование имеющих возможностей школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся и педагогов.

Основные направления деятельности:

1.         Консультативное - направленное на оказание методической и психологической помощи  учащимся, родителям и педагогам по вопросам  здорового образа жизни, обучения навыкам оздоровления, развития и  воспитания детей.

2.         диагностическое, предусматривающее диагностику физического развития и состояния здоровья учащихся; определение распространенности и характера нарушений основных функций (% заболеваемости «школьными болезнями» ); проведение мониторинговых исследований, направленных на повышение эффективности использования  здоровьесберегающих  технологий.

3.         профилактическое, включающее разработку и осуществление комплексных оздоровительных  мероприятий, социальной методики педагогического контроля за состоянием здоровья, изучение влияния режима обучения и воспитания на физическое состояние учащихся.

4.         Коррекционно-развивающее, целью которого  является разработка методических рекомендаций, пособий, наглядного материала; мероприятия, направленные на воспитание культуры здоровья учащихся и учителей, создание условий для их гармоничного развития; обобщение и распространение  передового опыта работы по оздоровлению детей.

Консультативное направление реализуется «Советом здоровья» и  социально-психолого –педагогической службой .В течении года было проведено 2 обучающих семинара «Школьный урок и воздействие на здоровье обучающегося» и «Школьный урок и его воздействие на здоровье педагога». Они были направлены на повышение компетентности в вопросах использования здоровьесберегающих технологий  и культуры здоровья педагогами .C целью повышения компетентности и обмена опытом принимали участие в международной конференции «Благополучие в школах двух Карелий» секция укрепление здоровья в школах  - перспективы развития, а также в карело-финляндской научно-практической конференции, в рамках международного проекта  « В стремлении к равенству в состоянии здоровья детей и молодежи двух Карелий» при совместном участии клиники «Дружественной к молодежи»  и «Городской детской больницы».  В рамках реализации школьной программы «Здоровье учащихся и педагогов школы» принимала участие в республиканском конкурсе «Учитель здоровья-2014» -Гадова Н.А.

В течении учебного года  деятельность психолога Матюшевой Н.Г была направлена на профилактику и предупреждение    «внутришкольных  факторов риска», которые  оказывают неблагоприятное воздействие и снижают уровень здоровья учащихся и педагогов это -такие мероприятия как:

  1. Выступление перед педагогами на семинаре  «Урок и его воздействие на учащегося»  с презентацией «Техники, улучшающие психологическое состояние учащихся на уроке».

В результате педагоги получили информацию об эффективных способах рефлексии, о  быстрых и способах активизации мыслительной деятельности и свойств внимания учащихся на уроках, самостоятельно поупражнялись на практике. Кроме этого, были систематизированы знания о действенных способах релаксации учащихся во время перенапряжения на уроке (через дыхание, образы, напряжение и словесные формулы).

 

  1. Выступление перед педагогами на семинаре  «Урок и его воздействие на педагога» с презентацией «Психогеометрия личности».

В результате педагоги углубили и  систематизировали знания о психологических признаках личности «квадрата», «треугольника», «круга», а именно о рабочем месте, о внешнем облике, об отношении к деятельности, о речи, об общении каждого типажа. Эти знания педагоги могут применять и в образовательном процессе на уроках.

  1. Мастер-класс для пожилых людей округа Ключевая «Психологическое здоровье. Зарядка для ума»    (4 группы) В настоящее время для больших городов характерно нарастание численности людей пожилого возраста. Окончание активной профессиональной деятельности приводит человека к сужению сферы общения, отсутствию чёткого жизненного ритма, чувству одиночества.

Задачей психологического мастер –класса являлось оказание помощи участникам в восприятии своего возраста не как отягощающего фактора, а как возраста новых возможностей.

 

  1. Работа кабинета психологической релаксации

Релаксация - метод снятия психического напряжения, отключение мозга от внешних раздражителей, полное сосредоточение на себе, своих переживаниях и ощущениях, отключение от неприятных мыслей. Во время посещения кабинета происходит:

1.снятие эмоционального и мышечного напряжения, достижение душевного равновесия

2.решение  школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.)

3.активное восстановление работоспособности;

4.Предупреждение и снятие физической усталости и психологического утомления;

  1. уменьшение тревожного состояния, снижение агрессии, обучение  саморегуляции
  2. развитие процессов самопознания
  3. развитие коммуникативных навыков

Отзывы учащихся и педагогов школы показывает, что все довольны возможностью восстановить свое состояние  в этой комнате.

 

5.Работа в 9-х, 11-м классах по развитию стрессоустойчивости  обучающихся во время подготовки к экзаменам

В течении полугодия в каждом классе  были проведены занятия  на следующие темы:

Занятия по развитию устойчивости и целостности восприятия

Целью данных занятий была демонстрация личных способностей учеников. Удалось показать учащимся, что они умеют работать монотонно и в условиях искусственно созданных помех. Для этого необходимо только правильно настроиться на работу. Ученики получили представление, как правильно сосредоточиться  и концентрироваться на задании.

Занятия по развитию процессов памяти

В результате занятий учащиеся могли определить. Какой вид памяти им больше всего присущ – зрительная, слуховая, кинестетическая. Также ученики узнали о способах заучивания материала (механическое или смысловое заучивание,  метод группировки, символизации, кодировки), а также получили представление, как развивать  недостаточно сформированные навыки.

Занятия по развитию процессов мышления

Ученики выполняли логические тесты и упражнения, вырабатывали беглость мышления, учились устанавливать причинно-следственные связи. Особое внимание уделялось на занятиях развитию навыков речи: учащиеся  учились придумывать тексты и истории  при минимальном наборе условий, составлять связные рассказы, рассуждать по строгой схеме над определенной темой.

Занятия по развитию стрессоустойчивости, волевой мобилизации, навыков релаксации

Таким образом, учащиеся формировали и оттачивали основные учебные компетентности, необходимые для прохождения итоговой аттестации. Со стороны психологической службы учащиеся получили рекомендации в памятках по саморазвитию и ссылки на необходимую психологическую информацию.

           Итогом данной работы являлась гармонизация эмоционально-личностной сферы, повышения уровня психологической комфортности и снижение уровня тревожности и эмоционального напряжения у учащихся выпускных классов

6.Разработка индивидуальных маршрутов сопровождения учащихся  с ОВЗ (дети-инвалиды)

На каждого ребенка-инвалида разработан индивидуальный образовательный маршрут. Два раза в год  проводился консилиум  по данной категории детей  с целью отслеживания динамики развития и обучения.

18.10.2013г. «Определение контингента учащихся, нуждающихся в особых условиях обучения ».

11.03.2014 г. «Отслеживание динамики развития и обучения учащихся с ОВЗ».

Учащиеся проходят психологическое обследование, получают консультации психолога. Полученные  результаты  вкладываются в маршруты сопровождения.

7.Проведение мониторингов  среди педагогов (за уч.год – 3 исследования):

1.Мониторинг синдрома профессионального сгорания ( опрошено 23 чел.)

 

  1. Показатели синдрома сгорания
  1. Количество педагогов
  1. Эмоциональное истощение
  1. 14
  1. Деперсонализация
  1. 6
  1. Редукция личностных достижений
  1. 7
  2.  

 

  1. В результате исследования выяснилось, что 14 человек имеют Эмоциональное истощение. Это выражается в появлении эмоциональной опустошенности и ощущении усталости, вызванной работой. Ощущение усталости не проходит после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) оно становится меньше, но по возвращении в привычную рабочую ситуацию возобновляется с прежней силой. Эмоциональные перегрузки и невозможность восполнения энергии приводят к попытке самосохранения через отстраненность и отчуждение.

Эмоциональное истощение является основным признаком профессионального сгорания.

Деперсонализация обнаружена у 6 педагогов. Этот фактор предполагает бесчувственное, негуманное и циничное отношение к другому человеку. Негативное отношение сказывается в ожидании худшего, нежелании общаться. В кругу своих коллег «сгорающий» специалист рассказывает о ком-то или чем-то с неприязнью и пренебрежением. На первых порах он отчасти еще может сдерживать свои чувства, но постепенно ему становится все труднее это делать, и в конце концов они начинают буквально выплескиваться наружу. Жертвой негативного отношения становится ни в чем не повинный человек.

И, наконец, 7 педагогов испытывают Редукцию личностных достижений.

Основными проявлениями этого симптома являются: ·тенденция к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов; негативизм по отношению к служебным обязанностям, снижение профессиональной мотивации, перекладывание ответственности на других.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что некоторые педагоги  эмоционально перенапряжены и им требуется  много энергии на самоорганизацию. Известно, что синдром сгорания является защитным механизмом нашего организма, поскольку заставляет нас дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время данное утверждение оказывается справедливым лишь в случае, когда речь идет о самом начале формирования данного состояния. На более поздних стадиях «сгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с окружающими.

«Сгорающий» может не осознавать причин происходящих в нем процессов. Для защиты себя он перестает воспринимать собственные чувства, связанные с работой. Формализм, жесткие интонации и холодные взгляды в большинстве случаев являются проявлениями синдрома эмоционального сгорания.

Необходимо привлекать внешних специалистов для разрешения данной ситуации.

Мониторинг интеллектуальной лабильности (33 чел)

Специфика теста заключается в том, что он проверяет способность умения продуктивно работать, не отвлекаясь,  в стрессовой обстановке (40 разнообразных заданий): предъявляется вслух, в  условиях экономии времени, без права на повторение задания.  Заранее все  настраиваются  на успех.

 

  1. Показатели интеллектуальной лабильности педагогов
  1. Количество педагогов
  1. Высокий уровень
  1. 10
  1. Средний уровень
  1. 15
  1. Недостаточный уровень
  1. 8

 

В результате исследования выяснилось, что 25 человек могут работать в напряженной ситуации, показывая хорошие результаты.

Анкета «Факторы беспокойства и напряжения педагога на уроке и вне урока»( в рамках семинара  «Урок и его воздействие на педагога»)

Педагоги оценивали факторы по 5-бальной шкале. Ниже представлены результаты в порядке убывания степени значимости. На первых позициях расположились самые сильные факторы беспокойства.

Внезапно возникающие мероприятия (срочные документы, отчёты) – 4,9

Неисправность компьютерной техники – 4, 4

Эмоциональные реакции коллег – 4,3

 

Пререкания обучающихся – 3,9

Невыполнение или игнорирование требований обучающимися – 3,9

Опоздания обучающихся – 3,9

 

Посещение вашего урока коллегами без предупреждения – 3, 5

Изменения в циклограмме школы – 3,2

Плохое самочувствие - 3,2

 

Замена и замещение уроков не в своих классах    -   3,1

Поиск журнала перед уроком  - 3,1

Неисправность фурнитуры окон – 3, 1

Внешний посторонний шум – 3, 1

Телефонные звонки обучающимся – 3,1

Общение с родителями в условиях ограниченного  времени – 2,9

Скрип мебели в кабинете – 2, 6

Работа со студентами- 2,5

Полученные результаты показывают полную картину факторов напряжения педагога на уроке.

В работе социального педагога, Шабаловой И.Г., ведётся профилактическая  индивидуальная и групповая работа с учащимися группы риска по предупреждению девиантного поведения и профилактике вредных привычек. Продолжает реализовываться программа «Профилактика вредных явлений в подростковой среде» среди обучающихся 5-8 классов. Организована работа школьного психолого-педагогического консилиума, цель- профилактика и предупреждение административных нарушений учащимися школы; В течение учебного года в рамках профилактической работы  приглашались нарколог Умолинова Л.Б. и медсестра Авоян Н.И., привлекались специалисты кожно-венерологического диспансера, клиники дружественной к молодежи, Республиканского перинатального Центра Отделения Центра планирования семьи и репродукции, Отделения профилактики безнадзорности, ЦВСНП. Их выступления, беседы были направлены на изменение менталитета подростков в отношении негативных явлений, давалась информация о вреде алкоголя, табакокурения, наркотиков, психоактивных веществ. В течение учебного года проведено 4 мониторинга числа курящих. Если в 2010-2011 учебном году курило 86 школьников, то проведенные мониторинги этого учебного года показали, что систематически курят 10 человек.

Профилактическое направление  реализуется всеми представителями «Совета здоровья»  и предусматривает  организацию и проведение мероприятий , направленных на предотвращение перегрузки, переутомления и перенапряжения школьников,  которое обеспечивает условия успешного обучения и сохранения здоровья. В течении учебного года педагогами «Совета здоровья» проведены исследования показателей рациональной организации учебного процесса такие как:

-оптимального объёма  учебной нагрузки; затраты времени на выполнение домашних заданий; наличие занятий активно-двигательного характера  в течении учебного дня;  профилактическая направленность проводимых уроков( систематическое включение в урок специальных приёмов, увеличения двигательной активности, снижающих уровень эмоциональной напряжённости учащихся).

-санитарно-гигиенические условия  организации образовательного процесса.  Цель - создание благоприятной окружающей обстановки. В течении учебного года педагогом Жилевич О.В. проводился контроль соблюдения норм Санпина в параллели 3-4 классов. Проверялось наличие школьной формы и второй обуви у обучающихся. Были поставлены на личный учет те обучающиеся, которые постоянно забывали форму или обувь. С этими детьми были проведены беседы, они ознакомлены с Положением о школьной форме и второй обуви в образовательном учреждении. Больше всего таких ребят было в 4 «Б» классе.  С помощью постоянного контроля смогли убедить и заставить детей ходить в школьной форме и переодевать уличную обувь. В других классах были единичные случаи, но в течении всего года в каждый месяц в каждом классе, были дети, которые забывали форму или обувь. Классным руководителям было предложено усилить контроль за такими обучающимися. Весь год наблюдала за проветриванием кабинетов на 3 этаже и за динамическими паузами. Редко выходили гулять ученики 4 «а» класса. В рамках Дня Здоровья были проведены анкеты по дозировке домашнего задания среди 5-6 классов.  Анкетирование показало, что дозировка выполнения домашнего задания не превышала допустимых норм. От Совета Здоровья принимала участие в организации и проведении мероприятия для пенсионеров округа Ключевая, ко Дню пожилого человека.

За соблюдением норм Санпина в параллелях 1-2 классы была ответственной педагог Смирнова С.В. Отчет о своей деятельности  педагог не предоставила.

Профилактические  оздоровительные мероприятия, направленные на увеличение двигательной активности школьников,  с использованием  различных форм организации занятий. Календарь спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий содержал мероприятия,  проводимые на свежем воздухе, что решало оздоровительные задачи  с задачей обеспечения двигательной активности учащихся.  С целью создания устойчивой мотивации к занятиям физической культуры и повышения двигательной деятельности проводились занятия коррегирующей гимнастики на 1 ступени обучения, а также проведения спортивных часов в 1Г, 2Г, 3В классах.

 Содержание диагностического направления включает в себя медицинское обслуживание учащихся школы и педагогов. Основной задачей медицинского персонала школы являются контроль  здоровья и развития учащихся, организация комплекса гигиенических, санитарно-противоэпидемических и лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление их здоровья.  В рамках систематических медицинских осмотров школьников проводится комплексная оценка  состояния здоровья. При выявлении ухудшения в состоянии здоровья учащихся, специалистами выдаются направления, номерки для консультации и лечения. Данныеисследования состояния здоровья и уровня исследования физической подготовленности учащихся  1-2 классах говорят о положительной динамике общего  состояния здорровья обучающегося. По прежнему преобладают заболевания неврологического характера.(40%),на втором месте заболевания опорно-двигательного аппарата(23%) ,затем заболевания органов зрения. Уровень физической подготовленностии учащихся школы остается на прежнем уровне (средний уровень).

Проводился мониторинг формирования культуры питания, качества питания. Даны рекомендации и пожелания   в школьную столовую, классным руководителям, а также родителям.Темы научно-исследовательских работ учащихся содержали вопросы формирования культуры питания.

   С 2006 года в школе работает оснащенный современной техникой стационарный стоматологический кабинет. Учащиеся школы, с согласия родителей, проходят стоматологическое обследование. За три года работы стоматологического кабинета количество детей нуждающихся в медицинской помощи значительно снизилось.

Коррекционно-развивающее направление реализуется через работу информационного блока, цель которого, воспитание готовности к здоровьесбережению и ЗОЖ, отношения к  здоровью как ценности. Задачи:

1. Обеспечение социальной компетентности учащихся по здоровьесбережению (приобретение учениками знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья, воспитание уверенности в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным, дает ему силы делать осознанный выбор.)

            2.-повысить грамотность родителей, в вопросах здоровья ребенка;

3. расширение оздоровительного кругозора учеников;

4.повышение оздоровительно-воспитательной работы;

5. повышение мотивации для здорового образа жизни.   

Информационный стенд   «Уголок Здоровья» , который оформляет Галеева Я.С., предназначен для формирования у школьников осознанного отношения к своему здоровью как к ценности жизни. Он помогает педагогам, медицинским работникам знакомить родителей и детей с очень важной информацией о здоровье. Здесь  размещается самая актуальная  подборка материалов и рекомендаций, которые касаются здорового образа жизни . Это  информация  по профилактике заболеваний, здоровому питанию, правилам  гигиены и заботе о своем здоровье.  

Оформление сменной информации на стенде «Здоровье»:

  • Первое сентября
  • Пять вещей которые будущему первокласснику нужно объяснить зарание
  • Скоро в школу(информация для родителей будущих первоклассников)-  советы                            психолога
  • Режим дня школьника
  • Правила поведения в школе
  • «Осторожно, грипп!»;
  • «Опасности простуды».
  • «дети и компьютер »;
  • «Витамины».
  • «Клещи – это опасно»;
  • Правильное питание
  • Гигиена зрения
  • Лето красное и опасное….

  Целью настоящего учебного пособия является приобретение учениками знаний по гигиене, важных для сохранения и укрепления здоровья, воспитание уверенности в том, что здоровый образ жизни делает человека свободным, дает ему силы делать осознанный выбор. освещающего формирование устойчивой мотивации на ведение ЗОЖ и обучению соответствующим навыкам применения в повседневной жизни. С целью предотвращения эмоционального выгорания педагогов были организованы мастер классы по теоретическим и практическим основам сохранения здоровья (обучающие семинары), а также для снятия физического напряжения были организованы профилактические сеансы массажа для педагогов и работников школы.

О реализации программы и  в создании здоровьесберегающего пространства информирует школьный сайт  и школьная газета «Шаг ».

Оценка эффективности реализации программы прослеживалась через отчеты педагогов и классных руководителей. Что позволило отметить эффективность работы следующих педагогов: Беляева Е.В., Богданова Н.В., Валова С,С, Жилевич О.В., Кирейчук И.В., Черновинская О.В.,Лукащук Н,В, Петрова Н, Ф., Чернышева Ю.М., Панькова Т.И., Кундозерова Е В., Тараканова М.Н. Особенно  следует отметить работу следующих педагогов, у которых отражена систематическая работа по здоровьесберегающему направлению и диагностика заболеваемости учащихся  и результатах проводимой работы: Омелина О.А., Плескач Е.Н., Прокопчик Т. И., Симоненкова Л.Л., Кобелева Г.И.

На следующий учебный год планируем:

- Увеличение двигательной деятельности и закрепление устойчивой мотивации  к занятиям физической культурой, за счет проведения общей утренней гимнастики для обучающихся 1 ступени обучения., а также  организация подвижных перемен для учащихся 5-6 классов.

-Использование различных форм  взаимодействия с семьей, поддерживать заинтересованность родителей в школьных делах, через проведения совместных дней здоровья, походов, соревнований.

- Проведение мониторинга результатов состояния здоровья обучающихся  всей школы информирование  родителей и педагогов школы.

Вместе с тем следует решить следующие проблемы:

-Обратить внимание на реализацию совместного плана с воспитательной службой по  программе здоровьесбережения.

-Повысить  активность педагогов школы в реализации Комплексно- целевой программы «Здоровье учащихся и педагогов школы» и вовлечение всех участников образовательного процесса в разнообразные формы деятельности по сохранению и укреплению здоровья.

-Продолжить повышение квалификации педагогов в вопросах обучения  учащихся основам ЗОЖ.

-усилить контроль за собдюдением норм Санпина.

 

-Поиск эффективных форм и методов  организации деятельности по сохранению здоровья педагогов.

16.06.14г.