Советы учителя-логопеда по развитию мелкой моторики
Пожалуй, каждый современный родитель знает о необходимости развития мелкой моторики. Но далеко не все находят время и желания серьезно заняться этим полезным процессом. А ведь каждую группу навыков нужно развивать в нужный момент. Наши дети, к первому классу знают английские слова, но не умеют держать ручку и завязывать шнурки.
Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. Иными словами – это точное движение пальцев рук и ног. Мелкая моторика влияет на многие важные процессы в развитии ребенка: речевые способности, внимание, мышление, координацию в пространстве, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), концентрацию и воображение. Ведь центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Вот почему так важно работать с пальцами. Дети, которые регулярно выполняют упражнения на развитие мелкой моторики, раньше начинают говорить: у них быстрее формируется правильная речь и реже встречаются логопедические дефекты речи. В школе у них быстрее идет формирование навыков письма и практически не встречается дисграфия (нарушение процесса письма).
Существует множество игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук ребенка. Все они очень разнообразны по сложности, интересности, доступности.
Начинать заниматься можно уже с двухмесячного возраста. В возрасте 2-10 месяцев развитие моторики у детей идет в виде пальчиковой гимнастики, массажа и простейших игр. Массируйте после каждого кормления или во время активного бодрствования пальцы. Гимнастика для рук состоит в поглаживании ладоней в разных направлениях, массировании и растирании каждого пальца, похлопывания кончиками полусогнутых пальцев по ладони. Давайте ребенку с двух месяцев разные на ощупь предметы.
С 10 месяцев развитие мелкой моторики руки ребенка протекает более активно. Приобретите набор складных матрешек, пирамидки и прочие аналогичные игрушки – пусть ребенок играет ими. Параллельно позволяйте детям перебирать крупные и мелкие предметы. Ребенку можно дать перебирать крупные бусы, разрешить складывать фасолины в бутылочку, нанизывать большие шары-бусы на веревочку, перекладывать карандаши, пуговицы и так далее. Очень полезным упражнением является разрывание бумаги.
С года к этому может присоединиться игра с мозаикой и конструктором. В это время можно начать проводить с детьми пальчиковые игры, которые станут более понятными и начнут вызывать удовольствие. Пальчиковые игры можно сопровождать декламированием подходящих стихов. Сначала упражнения делаются медленно, затем быстрее. Начинать занятие надо с разминки пальцев, сгибания и разгибания.
У более старших детей мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, ручной труд, аппликация, макраме, оригами. Разнообразьте занятие вашего ребенка – пусть у него в достатке будет пластилина (желательно затем перейти на более твердый пластилин, требующий разминания), красок, карандашей, раскрасок. Карандаш предпочтительнее фломастера – он заставляет ребенка напрягать руку, пользоваться разными приемами нанесения штрихов, что очень развивает мелкую моторику.
В настоящее время в продаже существует множество подходящих по возрасту и развитию игрушек, направленных на мелкую моторику: рамки и вкладыши Монтессори, игрушки-«копилки», шнуровки, различные конструкторы (мозаика, пазлы, кубики), всевозможные наборы для рукоделия (шитье, вышивка, бисероплетение).
Но даже без лишних трат можно устроить ребенку необходимое обучение. В ход пойдут все подручные средства:
Так же полезно приобщать детей к домашним обязанностям и учить помогать в уборке по дому:
Помните, что любой процесс обучения требует массу терпения и труда. Будьте мудрыми, внимательными и любящими родителями. Удачи Вам!
Нашли ошибку на сайте, или хотите оставить отзыв или пожелание? Пишите нам!